Антон Мартынов (podakuni) wrote in fujifilmru,
Антон Мартынов
podakuni
fujifilmru

Category:

Зачем мы снимаем?



Сегодня я хотел бы поговорить об одном из самых важных вопросов для всех фотолюбителей: зачем мы, собственно говоря, снимаем? Давайте разбираться.

Для начала стоит разделить съёмку на профессиональную и любительскую.


Профессиональная съёмка



Профессиональная съёмка — это такой процесс, где фотограф делает часто не то, что он хочет и не так, как он хочет, а как ему заказывают. Разумеется, в этом виде работы творческий аспект тоже присутствует. Его в профессиональной съёмке может быть много. А может и мало, это уж как пойдёт.

В любом случае, такая фотосессия — результат работы по чёткому заданию, с ясной целью — заработать деньги. Поэтому не стоит рассматривать профессиональную работу в нашем случае, ибо вопрос “зачем фотограф снимает” тут не стоит вообще, всё и так понятно.


Правда, тут я бы хотел сделать небольшое отступление. Наш разговорный язык развивается и живёт своей жизнью: многие понятия теряют свой первоначальный смысл и обретают иное значение. Сейчас мы можем видеть как слово “профессиональный” переходит из смысловой категории “произведённый профессионалом” в категорию “сделано на очень высоком уровне, с высоким качеством”. Например, в изначальном смысле тот же “профессиональный фотограф” — это был человек, профессия которого заключалась в том, чтобы фотографировать. Он мог делать это качественно или не очень, это уже был другой вопрос. Теперь же, когда мы говорим “профессиональный фотограф”, то подразумеваем этим не просто человека делающего снимки за деньги, а уже мастера своего дела, человека, выдающего результат намного выше среднего.

Полагаю, что во многом в связи с этим часто получается перекос: люди покупают профессиональную технику, надеясь на то, что именно она позволит им делать более интересные фотографии. Тратят деньги, выносят всем знакомым мозг на предмет выбора, выматывают нервы в попытке получить какое-то чудо… А его не происходит! Просто потому что техника — всего лишь инструмент, не дающий никаких волшебных возможностей. Да и профессионал — далеко не всегда мастер высокого уровня.

Думаю, уже все поняли, к чему я тут клоню. Да, действительно, не в фотоаппарате секрет мастерства, а в умении увидеть что-то интересное и смочь донести это до зрителя. И не стоит гнаться за приставкой “про-” к технике, лучше развивать свои умения. Впрочем, к этой теме мы ещё вернёмся.


Любительская съёмка



Итак, если оставить профессиональную съёмку в стороне, то остаётся вопрос “зачем снимают фотолюбители?”. Действительно, зачем? На мой взгляд, у любительской фотографии есть три основных цели. Как правило, фотолюбители делают кадры, которые можно отнести к этим категориям:

  • Фотографии на память



    О-о-о, думаю всем знакома такая ситуация, когда друг говорит: "приходи, мол, в субботу в гости, мы тут съездили во Францию, вино привезли, сувениры, выпьем, санкционными сырами закусим, фотки покажу…" И вот последнее часто заставляет внутренне содрогнуться! Как, опять будет много-много набивших оскомину “открыточных” видов и ещё вдобавок вагон и маленькая тележка снимков, понятных только автору?! Тут даже санкционные продукты и вино не подсластят пилюлю! Хуже бывает только если просят покритиковать подобные работы!

    На самом деле, ничего ужасного тут нет. Просто все эти 100500 снимков из поездок — не что иное как своеобразные “узелки на память”. У них нет никаких иных задач, кроме как напоминать о тех событиях, которые происходили в момент фотографирования. Человек смотрит на эти кадры и вспоминает себя, окружавших его людей, те эмоции, что он тогда переживал, те события, что тогда происходили в его жизни и так далее, и тому подобное. Этакие “законсервированные воспоминания”, оставленные на потом.



    К этим “консервам памяти” обычно не предъявляют особенных требований по качеству. То есть, конечно, хорошо, если они будут где нужно резкими, правильно контрастными, приятными по цветам, с хорошей композицией и всё такое прочее. Это будет плюсом. Но не беда, если такие фотографии будут нерезким, странно откадрированными, блёклыми, некачественными — на их основную функцию это никак не повлияет. Именно поэтому так популярен Instagram — сеть, в которой попадаются преимущественно карточки такого типа. Кстати, даже если фотографии на память будут безупречными с технической точки зрения, то они по-прежнему не станут интересными зрителям, которые не изображены на них и не знают тех людей, которые делали эти фото.



    Всё вышесказанное не означает, что “фотографии на память” плохие! Вовсе нет! Просто они предназначены для очень небольшого круга зрителей. Ограниченного, как правило, теми, кто есть на фото, и теми, кто снимал. Ну, и ещё иногда теми, кто знает первых и вторых — родственниками, друзьями, знакомыми, коллегами. И показывать их всем остальным — довольно бессмысленная затея.


  • Фотографии, рассказывающие истории

    Это, если можно так сказать, следующий уровень — снимки, при одном взгляде на которые сразу становится понятно, что там происходит. Без пояснений голоса за кадром, без подписей, без глубокомысленных названий. Посмотрел и увидел! Историю, событие, действие, состояние, ощутил эмоцию… Вряд ли можно привезти много таких снимков из отпуска, они уже исчисляются единицами, а не тысячами.



    Истории, кстати, не обязательно должны быть какими-то сверхнавороченными, очень сложными или нереально глубокими. Это могут быть и простые рассказы типа “о чём вижу, о том и пою”, от этого снимки не обязательно станут хуже.


    Still working... | Tucha Silveira

    Допустим, снимок, говорящий “посмотрите какая красивая девушка” — это тоже история, её точно так же надо уметь рассказывать. Ведь если вы даёте, к примеру, словесное описание красивой девушки, то выстраиваете последовательность повествования, подбираете эпитеты, используете метафоры и так далее, тут кто во что горазд. То же самое требуется и в фотографии — нужно подобрать правильный ракурс, нужно использовать свет, который лучше всего передаст красоту, нужно поймать или создать настроение и так далее, тут тоже кто во что горазд.



    Хотя, разумеется, чем более интересная история будет изображена в кадре, тем больше зрителей будет у фотографии.


    Kendall | Piter Nguyen

    Наличие сюжета у снимка совершенно не означает, что он однозначно должен быть жанровым или репортажным. Ведь ещё одна особенность рассматриваемого вида фотографий — всем, по большому счёту, всё равно, что там было на самом деле. Вопреки распространённому у фотолюбителей убеждению, зрителям совершенно неважно — была ли это постановка или автор просто удачно поймал нужный момент.


    Dancers | Marco Maria D'Ottavi

    Главное — чтобы история была видна, чтобы она была понятна и интересна тем, кто будет потом смотреть этот снимок.



  • Фотографии, в которых автор выражает свою мысль


    superman | Dimitri Bogachuk

    Пожалуй, это самый сложный вид фотографии. В нём требуется не только зафиксировать происходящее вокруг, как это было в предыдущем пункте, а нужно чтобы фотограф мог донести какую-то свою мысль. То есть, не просто рассказ о некоем событии, а ещё и идея со стороны фотографа. Например, не только “смотрите, какая красивая девушка”, но ещё и “красота может быть опасной”.



    Иногда такие снимки получаются практически сами собой, когда всё сошлось в нужное время и в нужном месте, просто везение. Однако, отсутствие опыта у фотографа часто не позволяет разглядеть такие сюжеты.


    mechanical puppet | Won Jang

    Поэтому, гораздо более вероятно, что такие кадры — это результат долгой и упорной работы фотографа. Вот тут-то ему и нужно образование: умение работать с техникой, понимание основ творческого подхода, наличие креативного мышления, насмотренность, бэкграунд и так далее, и тому подобное. Ведь, если продолжать литературную аналогию, пересказать события, свидетелем которых вы были, не так-то и сложно. А вот облачить их в форму интересного литературного произведения — не каждому дано, надо много учиться, много знать и постоянно тренироваться.


Итак, если резюмировать, то, на мой взгляд, люди снимают для того, чтобы было что вспомнить, чтобы чем-то поделиться и чтобы рассказать свои мысли. Стало быть, хорошие любительские фотографии — это когда автор самовыражается рассказывая историю. Соответственно, если вы хотите делать интересные снимки, то вовсе не технике стоит уделять первостепенное внимание. В первую очередь надо думать не о фуллфрейме и не о красоте боке. А о том, насколько понятно и ясно изложена та история, идея, мысль, эмоция, которую вы хотите донести до зрителя. И есть ли вообще у вас эта идея? Что вообще вы хотели бы рассказать? Отталкиваясь от этого уже можно начинать работать. А вот о том уже как именно работать, мы поговорим позже. Оставайтесь с нами!

Tags: lesson, opinion
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments