?

Log in

No account? Create an account
Образовательный проект FUJIFILM

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> FUJIFILM

August 1st, 2012


Previous Entry Share Next Entry
podakuni
06:12 pm - Обучение | Зеркалки, беззеркальные камеры и гибриды

Дальше наше обсуждение техники пойдёт относительно фотокамер 35-мм стандарта, потому что, как вы уже могли понять из этого материала, этот стандарт исторически стал основным для фотолюбителей. Сегодня речь пойдёт снова о типах фотоаппаратов.


Обсуждать мы будет только цифровую технику. Связано это с несколькими моментами, которые подробно обсуждались ранее:

  • На цифровой технике учиться намного удобнее и быстрее: результаты своей съёмки вы видите немедленно и можете внести необходимые исправления в работу для получения хорошего снимка;

  • С некоторыми оговорками в 35-мм формате технически цифровая техника практически превзошла по всем показателям плёночную, так что, использовать плёнку этого типоразмера можно только для ощущения "магии плёночного процесса": фотографирования без возможности немедленного просмотра результата, самостоятельной проявки, печати и тому подобным моментам;

  • Обучение плёночному съёмочному процессу сейчас получается намного более затратным, по сравнению с обучением на цифровой технике, потому что пользователям приходится покупать саму плёнку, оплачивать проявку, печать или сканирование материалов, что сейчас может стать в копеечку.


  • Цифровой фотоаппарат без корпуса

    Современные фотоаппараты имеют довольно схожую конструкцию, вне зависимости от типоразмера. Практически у всех них есть такие основные компоненты как:

  • корпус;
  • сенсор
  • объектив, который создаёт и проецирует изображение
  • затвор, открывающий на время доступ света к сенсору
  • видоискатель, при помощи которого осуществляется построение кадра
  • управляющая электроника, помогающая работать фотографу
  • электрические батареи, питающие сервисные функции фотоаппарата

  • Все эти детали есть в том или ином виде у всех камер, будь то сложные фотоаппараты большого формата или фотокамеры, встроенные в мобильные телефоны. Но отличия всё же существуют. Главные из них кроются в процессе контроля за построением кадра. Проще говоря — принципиально фототехника отличается сейчас конструкцией видоискателя и способа, который используется за контролем изображения. Сейчас фотоаппараты по этому признаку делятся на три большие группы:
    1. Зеркальные камеры

    2. Беззеркальные фотоаппараты

    3. Различные гибридные варианты




    1. Зеркальные камеры


    В зеркальных фотокамерах процесс фотографирования устроен так:


    Принципиальное устройство зеркального фотоаппарата

    Сразу за объективом, под углом, установлено зеркало (1), которое отражает свет в видоискатель (2) и пользователь контролирует картинку непосредственно своими глазами. Обязательным элементом зеркальной фототехники является пентапризма (3) — устройство, которое показывавет картинку таким образом, чтобы она в видоискателе не была перевёрнутой. Фокусирование оптики осуществляется при помощи блока отдельных фазовых датчиков (5), свет на которые, как правило, передаётся дополнительным маленьким зеркалом. При фотографировании зеркало в таком фотоаппарате поднимается и картинка перестаёт на время быть видимой в видоискателе, но проецируется на плёнку или матрицу (4):


    Зеркальный фотоаппарат в момент снимка


    Преимущества такого устройства фотоаппаратов заключаются в следующем:
  • пользователь сразу видит картинку практически такой, какая она получается, буквально своими глазами, без вмешательства электроники;

  • изображение контролируется глазами и его детализация ограничена только особенностями зрения пользователя и конструктивом объектива/видоискателя;

  • изображение пользователь видит в реальном масштабе времени, как если бы он смотрел на него просто глазами;

  • при таком видоискателе появляется возможность использовать фазовые датчики наведения фокуса, которые работают быстро и качественно.


  • Минусы, разумеется, тоже существуют:
  • конструкция камеры сильно усложняется (механика складывания зеркала, пентапризма и так далее) и сама техника получается дорогой;

  • наличие складываемого зеркала и пентапризмы приводит к тому, что размеры камеры после какого-то определённого предела не могут быть уменьшены, иначе все эти детали конструкции там не уместятся;

  • надёжность техники снижается из-за наличия сложной механической системы складывания зеркала;

  • при длинных выдержках зеркало поднимается и закрывает видоискатель, не давая возможности контролировать изображение. Кстати, та же проблема мешает снимать видео на зеркальных камерах.




  • 2. Беззеркальные фотоаппараты


    В беззеркальных фотокамерах процесс фотографирования устроен проще. Картинка через объектив проецируется на матрицу (1), там считывается и направляется в процессор камеры (2), где преобразовывается в видеосигнал, который подаётся на экран фотокамеры (3). И пользователь контролирует процесс фотосъёмки по этому экранчику:


    Принципиальная схема беззеркальной камеры

    Преимущества такого процесса заключаются в следующем:
  • камеру можно сделать очень компактной, потому что не нужно размещать в корпусе механически складывающееся зеркало и пентапризму;

  • надёжность техники возрастает: меньше механических деталей — меньше чему ломаться;

  • чисто психологически строить композицию кадра на экране намного проще, чем через видоискатель;

  • картинку можно выводить на поворотный экран, что позволит строить кадр даже когда камеру нельзя поднести к лицу (удобно при съёмке на вытянутых руках);

  • изображение можно видеть сразу с пользовательскими настройками — в чёрно-белом виде, например, или тонированное;

  • такая схема позволяет снимать не только фото-, но и видеоизображение.


  • Но и недостатки тут тоже довольно существенные:
  • пользователь видит картинку, уже прошедшую преобразование в процессоре, что означает, что она будет несколько искажена. И видит он её на экране, который показывает тоже с некими искажениями цвета и контраста;

  • картинка показывается с некоторой задержкой, необходимой технике для преобразования сигнала и демонстрации изображения на экране;

  • детализация изображения ограничивается разрешающей способностью контрольного экрана, которая, увы, не так высока, как на финальном кадре;

  • при ярком внешнем освещении экран может бликовать или "слепнуть";

  • постоянная работа экрана не лучшим образом сказывается на заряде батарей — он расходуется быстрее.


  • Как видите, преимущества и недостатки есть у обоих процессов. Конструкторы камер знают о них и постоянно ищут решения, которые могут усовершенствовать технику. Например, сейчас почти все зеркальные фотоаппараты обзавелись функцией Live View, которая временно делает зеркальный фотоаппарат беззеркальным: зеркало принудительно поднимается на нужное пользователю время, картинка проецируется на матрицу и через процессор выводится на экран. Таким образом, в зеркальных камерах пытаются использовать плюсы беззеркальных фотоаппаратов. Это, кстати, даёт возможность снимать видео на зеркальных камерах.

    В свою очередь, совершенствуются и беззеркальные камеры. К примеру, сейчас появился целый новый класс фотокамер у которых нет зеркала, а в остальном по всем своим характеристикам они не уступают зеркальным фотоаппаратам, оставаясь при этом довольно компактными. Совершенствуются процессоры этих фотокамер: снижается задержка при выводе сигнала на экран, уменьшаются искажения цветов и контраста. Становятся лучше экраны: новые технологии позволяют смотреть на них под большими углами без искажений, растёт разрешение экранов, их яркость, цветность, увеличивается контраст и улучшается их экономичность. Также, постоянно совершенствуются алгоритмы контрастной фокусировки, делая её более быстрой и точной.

    Но поиск оптимального решения не останавливается и конструкторы постоянно предлагают что-то новое.



    3. Различные гибридные варианты
    Например — камеры с полупрозрачным неподнимаемым зеркалом, которые сейчас выпускает Sony. В принципе — всё то же самое, что и у обычной зеркальной камеры: зеркало, фазовые датчики автофокуса... Но без пентапризмы и вообще без оптического видоискателя:


    Схема работы фотоаппарата с полупрозрачным закреплённым зеркалом



    Или, вариант, предлагаемый FUJIFILM — комбинированный оптический и электронный видоискатель:


    Гибридный видоискатель FUJIFILM

    Этот вариант совмещает в себе основные плюсы зеркальных камер (контроль за сценой в реальном времени, неискажённый сигнал) и положительные моменты беззеркалок (относительно компактные размеры, возможность контроля готового сигнала и съёмки видео). Но основных преимуществ тут два:

    Во-первых, прямо на оптическое изображение может выводиться вся полезная в работе информация:


    Информация, отображаемая в гибридном видеоискателе


    Во-вторых, переключаться между оптическим или электронным видоискателем можно в одно касание, при помощи рычажка на передне панели камеры:


    Переключение между двумя режимами работы видоискателя



    В любом случае, хотя и сложно однозначно понять какая технология победит в будущем, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что зеркальные камеры потеряли свою абсолютную привлекательность, в особенности, в связи с бурным развитием электронных видоискателей, алгоритмов контрастного автофокуса и разработкой различных гибридных решений. Хотя и плюсов у зеркалок по-прежнему много.


    Tags:

    (121 comments | Leave a comment)

    Comments:


    [User Picture]
    From:artemsidorov
    Date:August 1st, 2012 04:10 pm (UTC)
    (Link)
    Большой плюс зеркалок также в том, что размер сенсора в них больше чем в цифромыле и при этом можно использовать хорошие съемные объективы. Кадр получается существенно лучше чем на мыльницах, даже топовых, за счет большего размера сенсора. Ну и скорость зеркалок выше в целом.
    [User Picture]
    From:vanxant
    Date:August 1st, 2012 05:03 pm (UTC)
    (Link)
    В любительских зеркалках и беззеркалках сенсоры одинаковые по размеру (кроме Nikon), а у Pentax еще и байонет тот же (старый добрый К).
    [User Picture]
    From:artemsidorov
    Date:August 1st, 2012 05:19 pm (UTC)
    (Link)
    В том то и дело, что нет. Вот топовая не зеркалка Canon - http://www.foto.ru/canon_powershot_g12.html
    сенсор всего 1/1.7 т.е. в несколько раз меньше чему у самой дешевой зеркалки Canon.http://www.foto.ru/canon_eos_1100d_18-55_kit.html 22 на 14, т.е. на нем поместится минимум 8 сенсоров от G12. Поэтому качество не сопоставимо. Максимум что я смог найти - 2/3 у фуджа. Может быть вы путаете с количеством мегапикселей? Я снимаю на S5 PRO в режиме 6+6 мегапикселей и пока по качеству ничего похожего не вижу, если только что-то совсем топовое типа D3.


    Edited at 2012-08-01 05:23 pm (UTC)
    [User Picture]
    From:ayvan
    Date:August 2nd, 2012 06:19 am (UTC)
    (Link)
    Прошу не путать "не зеркалку" и "беззеркалку". "Не зеркалка" - это и мыльницы, и беззеркалки, т.е. это просто любая камера без зеркала. А беззеркалкой (беззеркальной фотокамерой) называют полноценные камеры со сменными объективами, но без зеркала (в чем-то они аналогичны старым дальномерным камерам, которые не имели зеркала, но снимали на ту же 35 мм пленку и имели сменные объективы).
    Для примера, камеры Sony NEX имеют размер сенсора 23,5 × 15,6 мм, как и зеркальные камеры Sony DSLR и SLT. Просто эти камеры имеют меньший рабочий отрезок, т.к. не нужно дополнительное место для зеркала.
    Тот же Canon недавно выпустил Canon EOS-M с сенсором размером 22,3 x 14,9 мм.
    Есть еще формат Micro Four Thirds, тут размер сенсора меньше, и Nikon 1, у которого тоже сенсор меньше, но эти камеры так же являются беззеркалками и имеют сменные объективы.
    From:boris_lv
    Date:August 2nd, 2012 07:02 am (UTC)
    (Link)
    Именно с объективами на беззеркалках проще - фокусировка по контрасту (конечной картинке) значительно упрощает конструкцию объектива! Конечно фокусировка по контрасту пока медленне, но значительно точнее... Этот метод практически сводит на нет брак от фокусировки, при этом конечно инженеры работают и скорость обработки изображения постоянно растет.

    На сегодня главное, если не единственное и последнее преимущество зеркалок холодная матрица.
    Поясню: в зеркалках матрица подключается только на момент экспонирования и поэтому она холодня и соответственно уровень шума меньше чем на разогретой (шум на матрице прямопропорционален ее температуре). В беззеркалках матрица подключена до экспонирования, т. е. и при кадрировании и при наводке на резкость, а поскольку она потребляет очень много, то и греется она весьма сильно и соответственно шумы на картинке неизбежно увеличиваются.

    Именно замечательная конструкция матрицы и отсутствие предварительного оптического фильтра позволили инженерам Fudj минимизировать проблему температурных шумов!
    Даже "подогретая" она шумит много меньше чем на большинстве зеркалок - если верить http://www.dpreview.com/reviews/fujifilm-x-pro1/25
    то по шуму она сравнима с Nikon D4!

    Edited at 2012-08-02 01:41 pm (UTC)
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 2nd, 2012 01:53 pm (UTC)
    (Link)
    Почему вы всё время пишите "Fudj" вместо "Fuji"? =: )
    From:boris_lv
    Date:August 2nd, 2012 01:56 pm (UTC)
    (Link)
    Спасибо, очепятка, поправляю...

    > Go to Top
    LiveJournal.com