?

Log in

No account? Create an account
Обучение | Зеркалки, беззеркальные камеры и гибриды - Образовательный проект FUJIFILM

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> FUJIFILM

August 1st, 2012


Previous Entry Share Next Entry
podakuni
06:12 pm - Обучение | Зеркалки, беззеркальные камеры и гибриды

Дальше наше обсуждение техники пойдёт относительно фотокамер 35-мм стандарта, потому что, как вы уже могли понять из этого материала, этот стандарт исторически стал основным для фотолюбителей. Сегодня речь пойдёт снова о типах фотоаппаратов.


Обсуждать мы будет только цифровую технику. Связано это с несколькими моментами, которые подробно обсуждались ранее:

  • На цифровой технике учиться намного удобнее и быстрее: результаты своей съёмки вы видите немедленно и можете внести необходимые исправления в работу для получения хорошего снимка;

  • С некоторыми оговорками в 35-мм формате технически цифровая техника практически превзошла по всем показателям плёночную, так что, использовать плёнку этого типоразмера можно только для ощущения "магии плёночного процесса": фотографирования без возможности немедленного просмотра результата, самостоятельной проявки, печати и тому подобным моментам;

  • Обучение плёночному съёмочному процессу сейчас получается намного более затратным, по сравнению с обучением на цифровой технике, потому что пользователям приходится покупать саму плёнку, оплачивать проявку, печать или сканирование материалов, что сейчас может стать в копеечку.


  • Цифровой фотоаппарат без корпуса

    Современные фотоаппараты имеют довольно схожую конструкцию, вне зависимости от типоразмера. Практически у всех них есть такие основные компоненты как:

  • корпус;
  • сенсор
  • объектив, который создаёт и проецирует изображение
  • затвор, открывающий на время доступ света к сенсору
  • видоискатель, при помощи которого осуществляется построение кадра
  • управляющая электроника, помогающая работать фотографу
  • электрические батареи, питающие сервисные функции фотоаппарата

  • Все эти детали есть в том или ином виде у всех камер, будь то сложные фотоаппараты большого формата или фотокамеры, встроенные в мобильные телефоны. Но отличия всё же существуют. Главные из них кроются в процессе контроля за построением кадра. Проще говоря — принципиально фототехника отличается сейчас конструкцией видоискателя и способа, который используется за контролем изображения. Сейчас фотоаппараты по этому признаку делятся на три большие группы:
    1. Зеркальные камеры

    2. Беззеркальные фотоаппараты

    3. Различные гибридные варианты




    1. Зеркальные камеры


    В зеркальных фотокамерах процесс фотографирования устроен так:


    Принципиальное устройство зеркального фотоаппарата

    Сразу за объективом, под углом, установлено зеркало (1), которое отражает свет в видоискатель (2) и пользователь контролирует картинку непосредственно своими глазами. Обязательным элементом зеркальной фототехники является пентапризма (3) — устройство, которое показывавет картинку таким образом, чтобы она в видоискателе не была перевёрнутой. Фокусирование оптики осуществляется при помощи блока отдельных фазовых датчиков (5), свет на которые, как правило, передаётся дополнительным маленьким зеркалом. При фотографировании зеркало в таком фотоаппарате поднимается и картинка перестаёт на время быть видимой в видоискателе, но проецируется на плёнку или матрицу (4):


    Зеркальный фотоаппарат в момент снимка


    Преимущества такого устройства фотоаппаратов заключаются в следующем:
  • пользователь сразу видит картинку практически такой, какая она получается, буквально своими глазами, без вмешательства электроники;

  • изображение контролируется глазами и его детализация ограничена только особенностями зрения пользователя и конструктивом объектива/видоискателя;

  • изображение пользователь видит в реальном масштабе времени, как если бы он смотрел на него просто глазами;

  • при таком видоискателе появляется возможность использовать фазовые датчики наведения фокуса, которые работают быстро и качественно.


  • Минусы, разумеется, тоже существуют:
  • конструкция камеры сильно усложняется (механика складывания зеркала, пентапризма и так далее) и сама техника получается дорогой;

  • наличие складываемого зеркала и пентапризмы приводит к тому, что размеры камеры после какого-то определённого предела не могут быть уменьшены, иначе все эти детали конструкции там не уместятся;

  • надёжность техники снижается из-за наличия сложной механической системы складывания зеркала;

  • при длинных выдержках зеркало поднимается и закрывает видоискатель, не давая возможности контролировать изображение. Кстати, та же проблема мешает снимать видео на зеркальных камерах.




  • 2. Беззеркальные фотоаппараты


    В беззеркальных фотокамерах процесс фотографирования устроен проще. Картинка через объектив проецируется на матрицу (1), там считывается и направляется в процессор камеры (2), где преобразовывается в видеосигнал, который подаётся на экран фотокамеры (3). И пользователь контролирует процесс фотосъёмки по этому экранчику:


    Принципиальная схема беззеркальной камеры

    Преимущества такого процесса заключаются в следующем:
  • камеру можно сделать очень компактной, потому что не нужно размещать в корпусе механически складывающееся зеркало и пентапризму;

  • надёжность техники возрастает: меньше механических деталей — меньше чему ломаться;

  • чисто психологически строить композицию кадра на экране намного проще, чем через видоискатель;

  • картинку можно выводить на поворотный экран, что позволит строить кадр даже когда камеру нельзя поднести к лицу (удобно при съёмке на вытянутых руках);

  • изображение можно видеть сразу с пользовательскими настройками — в чёрно-белом виде, например, или тонированное;

  • такая схема позволяет снимать не только фото-, но и видеоизображение.


  • Но и недостатки тут тоже довольно существенные:
  • пользователь видит картинку, уже прошедшую преобразование в процессоре, что означает, что она будет несколько искажена. И видит он её на экране, который показывает тоже с некими искажениями цвета и контраста;

  • картинка показывается с некоторой задержкой, необходимой технике для преобразования сигнала и демонстрации изображения на экране;

  • детализация изображения ограничивается разрешающей способностью контрольного экрана, которая, увы, не так высока, как на финальном кадре;

  • при ярком внешнем освещении экран может бликовать или "слепнуть";

  • постоянная работа экрана не лучшим образом сказывается на заряде батарей — он расходуется быстрее.


  • Как видите, преимущества и недостатки есть у обоих процессов. Конструкторы камер знают о них и постоянно ищут решения, которые могут усовершенствовать технику. Например, сейчас почти все зеркальные фотоаппараты обзавелись функцией Live View, которая временно делает зеркальный фотоаппарат беззеркальным: зеркало принудительно поднимается на нужное пользователю время, картинка проецируется на матрицу и через процессор выводится на экран. Таким образом, в зеркальных камерах пытаются использовать плюсы беззеркальных фотоаппаратов. Это, кстати, даёт возможность снимать видео на зеркальных камерах.

    В свою очередь, совершенствуются и беззеркальные камеры. К примеру, сейчас появился целый новый класс фотокамер у которых нет зеркала, а в остальном по всем своим характеристикам они не уступают зеркальным фотоаппаратам, оставаясь при этом довольно компактными. Совершенствуются процессоры этих фотокамер: снижается задержка при выводе сигнала на экран, уменьшаются искажения цветов и контраста. Становятся лучше экраны: новые технологии позволяют смотреть на них под большими углами без искажений, растёт разрешение экранов, их яркость, цветность, увеличивается контраст и улучшается их экономичность. Также, постоянно совершенствуются алгоритмы контрастной фокусировки, делая её более быстрой и точной.

    Но поиск оптимального решения не останавливается и конструкторы постоянно предлагают что-то новое.



    3. Различные гибридные варианты
    Например — камеры с полупрозрачным неподнимаемым зеркалом, которые сейчас выпускает Sony. В принципе — всё то же самое, что и у обычной зеркальной камеры: зеркало, фазовые датчики автофокуса... Но без пентапризмы и вообще без оптического видоискателя:


    Схема работы фотоаппарата с полупрозрачным закреплённым зеркалом



    Или, вариант, предлагаемый FUJIFILM — комбинированный оптический и электронный видоискатель:


    Гибридный видоискатель FUJIFILM

    Этот вариант совмещает в себе основные плюсы зеркальных камер (контроль за сценой в реальном времени, неискажённый сигнал) и положительные моменты беззеркалок (относительно компактные размеры, возможность контроля готового сигнала и съёмки видео). Но основных преимуществ тут два:

    Во-первых, прямо на оптическое изображение может выводиться вся полезная в работе информация:


    Информация, отображаемая в гибридном видеоискателе


    Во-вторых, переключаться между оптическим или электронным видоискателем можно в одно касание, при помощи рычажка на передне панели камеры:


    Переключение между двумя режимами работы видоискателя



    В любом случае, хотя и сложно однозначно понять какая технология победит в будущем, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что зеркальные камеры потеряли свою абсолютную привлекательность, в особенности, в связи с бурным развитием электронных видоискателей, алгоритмов контрастного автофокуса и разработкой различных гибридных решений. Хотя и плюсов у зеркалок по-прежнему много.


    Tags:

    (121 comments | Leave a comment)

    Comments:


    [User Picture]
    From:ilyaia
    Date:August 1st, 2012 02:35 pm (UTC)
    (Link)
    Контрастный автофокус как раз не похож на технологию завтрашнего дня. Никон и кэнон при создании беззеркалок на него не ставят. И я их понимаю, для реально шустрой динамики лучше пусть промахивающийся, но шустрый фазовый.
    From:ammog
    Date:August 1st, 2012 02:46 pm (UTC)
    (Link)
    это спорно. по мне так лучше медленный, но точный, чем быстрый, но неточный.
    если бы была задача получить кучу несфокусированных картинок, то вообще не нужно было бы никакого автофокуса, ни фазового ни контрастного.
    [User Picture]
    From:ilyaia
    Date:August 1st, 2012 03:12 pm (UTC)
    (Link)
    На динамике получается скорее или быстрый, который не всегда попадает, или медленный, который просто никак не успевает.
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 1st, 2012 03:00 pm (UTC)
    (Link)
    Пока у него есть один большой минус — низкая скорость работы, но, полагаю, это поправимо.
    [User Picture]
    From:ilyaia
    Date:August 1st, 2012 03:15 pm (UTC)
    (Link)
    Ну не сказал бы, что поправимо по объекту, который движется. Контрастный фокус должен пройти перед объектом, за объект, потом сфокусироваться - когда скорость фокусировки сравнима со скоростью объекта, то ничего не получится. Фазовый может сфокусироваться и точно перед объектом с упреждением.
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 1st, 2012 03:19 pm (UTC)
    (Link)
    Motion detection прозе реализовать проще на контрастном фокусе, в перспективе. Можно плавно следить за объектом в движении, пока фазовые вынуждены будут перещёлкиваться между датчиками.
    [User Picture]
    From:ilyaia
    Date:August 1st, 2012 03:28 pm (UTC)
    (Link)
    Боюсь, что мы уже на пороге, за которым узким местом становится уже скорость работы мотора. А фазовый автофокус уже переместился на матрицу - и перещёлкиваться уже особенно не надо. Вот это завтрашний день.
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 1st, 2012 06:29 pm (UTC)
    (Link)
    Да вот что-то не спешат наматричный фазовый автофокус оставлять одного, без контрастного. Что Nikon, что Canon. Значит, есть тут причина. =: )
    [User Picture]
    From:ilyaia
    Date:August 1st, 2012 09:38 pm (UTC)
    (Link)
    Контрастный точнее, разумеется, да и другие преимущества имеет. Но фазовый при прочих равных всегда будет чуть быстрее, потому что меньше гоняет мотор. А мотор как ни крути и так почти на пределе, дальше придётся увеличивать габариты объектива уже просто за тем, чтоб всунуть более мощный кольцевой мотор, а это по-моему уже идиотизм :)
    [User Picture]
    From:pr13s7
    Date:August 2nd, 2012 06:35 am (UTC)
    (Link)
    скорость это пол беды. куда более важна точность.

    в тумане и дыму такой аф мажет просто беспощадно т.к. контрастных объектов нет. да и не всегда самый контрастный объект является признаком того что фокус на нём
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 2nd, 2012 07:46 am (UTC)
    (Link)
    Тут и фазовый будет метаться... Так что это не вопрос.

    > Go to Top
    LiveJournal.com