?

Log in

No account? Create an account
Интервью | Ирина Саулина | Натюрморты при помощи FUJIFILM X-Pro1 - Образовательный проект FUJIFILM — LiveJournal

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> FUJIFILM

January 18th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
podakuni
11:25 am - Интервью | Ирина Саулина | Натюрморты при помощи FUJIFILM X-Pro1

Продолжаем нашу рубрику интервью. Сегодня у нас в гостях прекрасная девушка-фотограф Ирина Саулина. Она профессионально занимается предметной съёмкой и съёмкой натюрмортов, рекламной съёмкой продукции, календарей, открыток, постеров, оформленим интерьеров, а также съёмкой еды. Помимо этого, Ирина преподаёт курс "Натюрморт и предметная съёмка", иногда пишет статьи и рассказы. Встречаем! =: )


60 mm | ISO 200 | f/11 | 0.5 сек | FUJIFILM X-Pro1 + XF60mmF2.4R Macro


1. Какими камерами принято снимать натюрморты и почему?


60 mm | ISO 200 | f/11 | 1.6 сек | FUJIFILM X-Pro1 + XF60mmF2.4R Macro

Натюрморт, или правильнее сказать, предметная съёмка — понятие достаточно широкое. Разные виды предметной съёмки требуют разного оборудования, поэтому здесь разумнее оперировать не в терминах "принято — не принято", а отталкиваться от конкретной задачи. Одно дело снимать красивую картинку для собственного удовольствия, и совсем другое — снять качественное рекламное фото для полиграфической печати.

Если говорить о любительской фотографии, то здесь выбор ограничен лишь вашей фантазией, "градусом увлеченности" и, что немаловажно, толщиной кошелька. Приличную картинку можно получить и с беззеркальной камеры, и с зеркалки начального уровня, и с форматного кардана. В коммерческой съёмке уже необходимо знать, способно ли ваше оборудование обеспечить требуемое заказчику качество. Разумеется, я не рискну назвать FUJIFILM X-Pro1 камерой для коммерческой съемки, но определённый ряд задач в предметной съёмке она решать способна.


2. Почему фотографы часто стремятся к компактности систем, не в ущерб ли это качеству?

60 mm | ISO 200 | f/11 | 0.5 сек | FUJIFILM X-Pro1 + XF60mmF2.4R Macro

Когда работаешь в студии, компактность не имеет значения, можно снимать хоть на кирпич. Все равно камера на штативе и значение имеет только картинка, которую получаешь на выходе. Совсем другое дело, когда требуется взять камеру на прогулку или тем более в путешествие. До сих пор вспоминаю нашу первую поезду в Карелию, когда муж тащил на себе рюкзак с фотоаппаратурой общим весом 22 кг, и, что самое смешное, нам ужасно не повезло с погодой — пять дней из семи лил непрерывный дождь, и почти вся техника пролежала в рюкзаке. Правда, в то время беззеркальных камер еще не было как класса. Так что в плане съемки "для себя", пусть и с претензией на художественную ценность, компактность и вес системы имеют значение.


3. Почему ваш выбор пал именно на FUJIFILM X-Pro1?

связка FUJIFILM X-Pro1 + Voigtländer Color-Heliar 75/2.5 в работе

Я бы не стала называть беззеркалки FUJIFILM "камерами для съемки натюрмортов". Правильнее сказать так: это камеры, которые без дополнительных плясок с бубном пригодны в том числе и для предметной съемки.

А с выбором ситуация донельзя проста: очень хотелось найти фотокамеру, которой можно снимать предметку, не морщась при этом от картинки, но в то же время пойти и поснимать на пленере без риска вернуться с перекошенным от тяжести плечом. Не покривив душой скажу: до появления X-Pro1 такой камеры мне найти не удавалось, хотя работать доводилось с большим парком фототехники — от репортажных Никонов до карданных "гармошек".


4. Какие особенности камер FUJIFILM привлекли внимание больше всего?

75 mm | ISO 200 | f/11 | 0.5 сек | FUJIFILM X-Pro1 + Voigtländer Color-Heliar 75/2.5

Конечно же, сенсор с его уникальной цветопередачей, очень приличным динамическим диапазоном и детализацией, связанной с отсутствием low-pass фильтра. Положа руку на сердце, если бы не сенсор, X-Pro1 и X-E1 были бы всего лишь inter alia, несмотря на "олдскульный" дизайн.

До появления FUJIFILM X-Pro1 лишь одна камера, с которой мне довелось работать, давала безупречный цвет "из коробки", точнее даже не камера, а цифровой задник Phase One P30+ в комплекте с плёночным "Хасселем". Но несмотря на классную цветопередачу, у этого комплекта были свои недостатки — во-первых, отсутствие возможности фокусироваться иначе как через видоискатель, во-вторых, дисплей на уровне первых мобильных телефонов, на котором даже гистограмму разглядеть было проблематично.

Честно говоря, я не слишком верила в то, что кропнутая камера из "несерьёзного" класса беззеркалок способна выдать хоть сколько-нибудь приличную картинку. И в этом плане сенсор X-Trans CMOS меня весьма приятно удивил: он действительно выдаёт практически идеальный цвет "из коробки", избавляя фотографа от массы корректирующих "телодвижений" в RAW-конверторе. В подтверждение собственных слов отмечу, что все натюрморты, которыми иллюстрировано интервью, даны без какой бы то ни было цветокоррекции.


5. Если ли какие-то нюансы в работе с этими камерами при съёмке натюрмортов? Всё ли так, как хотелось бы?

60 mm | ISO 200 | f/11 | 1 сек | FUJIFILM X-Pro1 + XF60mmF2.4R Macro

Удивительно, но камера в работе очень удобна. Даже после длительного общения со среднеформатным аппаратом довольно быстро разбираешься с управлением FUJIFILM X-Pro1, и пальцы не промахиваются мимо кнопок. А ведь смена тушки — событие в жизни фотографа грандиозное, примерно как пара пожаров и одно ДТП.

Со стороны эргономики почти никаких подвохов, если не считать двух моментов — слишком замороченное переключение зоны фокусировки и отсутствие возможности подключить электронный пульт — только "старинный" механический тросик. И таймер слегка огорчил — после каждого выключения камеры (а выключать приходится, чтобы зря не расходовать батарею) установки сбрасываются "в ноль". Но, в общем-то, претензий на копейку.


6. Используете ли вы неродные объективы с камерами FUJIFILM?

FUJIFILM X-Pro1 + Voigtländer Color-Heliar 75/2.5 + переходные кольца

Тема "неродных" объективов, устанавливаемых через переходники сейчас очень популярна, и в первую очередь здесь стоит сказать спасибо китайским производителям — они очень оперативно выпускают широкий ассортимент переходных колец практически для любой оптики. Беззеркальные системы в этом плане "гибче" зеркалок — они позволяют использовать замечательные объективы для дальномерок, которые и компактнее и легче многих зеркальных, к тому же гармонируют по размерам и весу с самой камерой, что тоже важно. Многие из них обладают весьма интересным и узнаваемым рисунком. Попробуйте, например, найти в зеркальных системах аналогичные по размерам, весу и светосиле объективы, скажем, Minolta M-Rokkor 40/2 или Voigtländer Nokton 50/1.1.

Конечно, хорошая оптика, что зеркальная, что дальномерная — удовольствие недешёвое, но оно того стоит. Есть и ещё одна причина, по которой я использую "неродные" объективы — большой плавный ход фокусировочного кольца, позволяющий точнее и комфортнее фокусироваться в нужной точке композиции.

Если говорить конкретно о предметной съёмке, здесь мне требуются объективы с фокусным расстоянием от 60 до 85 мм. Основной инструмент — зеркальный Voigtländer Color-Heliar 75/2.5 с байонетом Contax/Yashica, установленный через tilt-переходник для получения требуемой ГРИП. Второй — Voigtlander APO-Lanthar SC 85mm 85/3.5 для дальномерок Nikon S. Уникальное стекло — при его минимальных размерах и ничтожном весе даёт резкую детализированную картинку, к тому же апохромат с 10-лепестковой диафрагмой. И все это за $250. Очень бы хотелось иметь Olympus G.Zuiko 60/1.5 для системы Pen-F, но стекло настолько редкое, что найти быстро и по разумной цене далеко не так просто.


60 mm | ISO 200 | f/11 | 1 сек | FUJIFILM X-Pro1 + XF60mmF2.4R Macro

Для "общего применения" выбор настолько широк, что есть над чем подумать. Из того, что непременно хотелось бы попробовать — упомянутый M-Rokkor 40/2, а также M-Rokkor 28/2.8, Olympus Pen-F 38/1.8, Voigtländer Nokton 50/1.1. Что касается супершириков, то при наличии отличных "родных" 14 и 18 мм не вижу смысла искать им замену среди "мануальников".


7. Были ли сложности при работе с переходными кольцами на неродные объективы?

60 mm | ISO 200 | f/11 | 0.5 сек | FUJIFILM X-Pro1 + XF60mmF2.4R Macro

Никаких сложностей. Всё работает так, как и предполагалось. У меня есть несколько проверенных продавцов на ebay, в качестве продукции которых я уверена, переходники покупаю у них. Стоимость переходника по сравнению со стоимостью оптики смешная — от $15 до $20, поэтому я сразу закупила практически полный набор "на всякий пожарный" — Leica M и Leica M39, Olympus Pen, Nikon S; для зеркальных систем — Nikon F, Contax/Yashica, Olympus OM, M42, Canon FD. И "киношный" C-mount — среди объективов для узких кинокамер попадаются прелюбопытнейшие экземпляры.

Попенять могу лишь на tilt-переходник — после безупречного немецкого качества Mirex, которым я с большим удовольствием работала на Canon 5DmkII, китайское изделие выглядит довольно жалко и работать с ним неудобно. К сожалению, не думаю, что немцы выпустят нормальный TS-переходник для X-Mount, поэтому придётся задуматься о покупке TS-объектива от зеркальной системы, несмотря на то, что его габариты не слишком сочетаются с размерами камеры.


8. Что скажете насчёт качества получаемых изображений? Оправдало оно себя или нет?

75 mm | ISO 200 | f/11 | 1 сек | FUJIFILM X-Pro1 + Voigtländer Color-Heliar 75/2.5 | по клику откроется большой вариант

Скажем так: если бы не оправдало, камера уже искала бы нового хозяина. Но пока картинка очень радует, и, надеюсь, будет радовать в дальнейшем. Конечно, со временем к любой камере привыкаешь, восторженное состояние понемногу уходит, начинаешь искать "блох". В такой ситуации лучшее лекарство — больше снимать, пробовать разную оптику, тем самым "подогревая интерес".


60 mm | ISO 200 | f/11 | 1 сек | FUJIFILM X-Pro1 + XF60mmF2.4R Macro | по клику откроется большой вариант

Ну и как зануда-преподаватель не могу не повторить: абстрактного "качества изображений" в природе не существует, качество всегда устраивает или не устраивает в рамках поставленной задачи. Глупо требовать от беззеркалки, чтобы она снимала так же, как среднеформатный цифрозадник. Поэтому скажу так: для тех задач, которые я решаю с помощью X-Pro 1 — да, качество устраивает.


9. Традиционно: чтобы вы хотели улучшить в камерах FUJIFLIM, чего вам в них не хватает?

60 mm | ISO 200 | f/11 | 1 сек | FUJIFILM X-Pro1 + XF60mmF2.4R Macro

Можно фантазировать без ограничений? Тогда так: хочу X-Pro2 с матрицей 36х24 мм, мегапикселя на 24, поворотный дисплей как у Olympus OM-D E-M5 с плотностью пикселей а-ля Retina, встроенные модули Wi-Fi и GPS. И чтобы стоила при этом не как Leica M9. Да, и в системе непременно должен быть tilt-shift объектив с фокусным расстоянием 90-100 мм.


60 mm | ISO 200 | f/11 | 1 сек | FUJIFILM X-Pro1 + XF60mmF2.4R Macro

Как человек разумный, понимаю, что хочу слишком многого, но поворотный дисплей с хорошим разрешением и особенно Wi-Fi модуль — будьте добры. Технологически это не так сложно и не особенно повлияет на стоимость камеры в целом. Что касается разрешения матрицы, то даже с учетом кропа FUJIFILM еще есть, куда расти. Так что — ждем приятных улучшений!


Все фото — © Ирина Саулина | специально для FUJIFILM


(17 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:zoland
Date:February 19th, 2013 04:55 am (UTC)
(Link)
о да, как же без "адвокатов", ваше мнение мне очень важно))
если вам нравится подобное - флаг в руки, восхищайтесь.

> Go to Top
LiveJournal.com