
Битва
Собственно, идея уже витала в воздухе давно, уж больно странно выглядят некоторые моменты в потребительском отношении к фототехнике. На вопрос "какой хороший фотоаппарат мне купить?" чаще всего сейчас можно можно услышать безальтернативный ответ "купи зеркалку!" Почему зеркалку? Зачем зеркалку? Да просто тренд такой. А если не тренд, то инерция мышления. Или накатанность: "друг (подруга) купил (-а) зеркалку, а чем я-то хуже?". Идут и покупают.
Если же попытаться систематизировать картину пользовательского отношения к фототехнике, то обратить внимание нужно на следующие моменты:
Во-первых, по статистике, из всего многообразия фотоаппаратов, сейчас больше всего продаётся "мыльниц" (простых и недорогих камер, причём сейчас этот класс фототехники активно поглощается смартфонами), а на втором месте... нет, не продвинутые компакты (небольшие камеры с несменными объективами), как можно было бы подумать, а зеркальные фотоаппараты (как правило, начального уровня). Их продаётся заметно больше, чем компактов.
Во-вторых, по статистике, большинство людей снимает на фотоаппараты в полностью автоматическом режиме (или используют расширенные автоматические функции), и обладатели зеркалок тут в таком же положении, как и владельцы других камер.
В-третьих, по статистике, большинство людей, купивших зеркальный фотоаппарат начального уровня, практически никогда не меняют объектив — так и снимают китовым ("китовый" — это не от слова "кит", который рыба, а от слова "kit", который в английском означает "набор").
В-четвёртых, по статистике, большинство фотографий не печатаются, а так и остаются в электронном виде. Пользователи просматривают их на мониторах не очень высокого разрешения (одно из самых популярных разрешений на сегодня — это 1366×768).
В-пятых, по статистике, те любительские фотографии, которые печатаются на бумаге, чаще всего оказываются размером 10×15. Редко когда люди регулярно печатают свои, например, семейные или тревэл фото в больших размерах.
Если суммировать всё сказанное выше, то получается, что люди покупают зеркалки, снимают ими в автоматическом режиме на китовый объектив. Получившиеся кадры выкладывают в социальные сети или смотртя на своих компьютерах. Изредко, особенно интересные кадры, видимо, печатают 10×15. Так нужны ли им зеркалки? Есть ли выгода от приобретения именно такого класса фотоаппаратов?
Чтобы понять это, я решил вязть пару наиболее популярных зеркальных камер начального уровня: Сanon EOS 1100D и Nikon D3100 (оба — с китовыми объективами 18-55 мм, что в эквиваленте даёт фокусные расстояния около 28-88 мм) и сравнить их с компактной камерой FUJIFILM X10 в условиях, максимально приближенным к боевым.
Да, да, да, я всё знаю, что большинство людей мне сейчас хочет сказать про ангажированность и чуть ли не продажность. Можете оставить эти соображения при себе, мне их неинтересно выслушивать. =: ) X10 был выбран не только потому что я сотрудничаю с FUJIFILM, а ещё и потому что
Итак, три фотоаппарата с объективами, Canon EOS 1100D + Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II, Nikon D3100 + Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G ED II AF-S и FUJIFILM X10, автоматические или полуавтоматические режимы съёмки ("програм" и "приоритет диафрагмы"), типичные бытовые сюжеты: портерты, гродские пейзажи, красоты — в общем всё, что может попасться на глаза обычному путешественнику. Естественно, пытался снимать это всё с одной точки, в одно и то же время, но небольшие несовпадения могут быть как по позам модели и позиции камеры, так и по настройкам — автоматика везде по-разному работала. Впрочем, для получения представления это не так принципиально было. И-и-и.... Поехали!!!
Все снимки здесь в двух размерах: по клику на картинку открывается её увеличенный вариант, соответствующий размеру наиболее популярного отпечатка 10×15. Для более въедливых — у кадров сохранён EXIF. На всех фото стоял автоматический баланс белого, если не указано иное.
Основные моменты, по которым шли бои:
Раунд 1. Размер и весРазумеется, тут зеркалки подчистую проигрывают...
Думаю, даже объяснений никаких не нужно. Если X10 поместится в карман (пусть и не в каждый), то убрать любую из этих зеркалок в карман уже не получится. Место им — на шее, в лучшем случае. А то и в отдельной сумке...
И, конечно, колоссальным плюсом компактов является их "неприметность". Камеры не только меньше, но ещё и не вызывают особенных подозрений у людей, рядом с которыми вы находитесь. С зеркалками уже так просто не пощёлкаешь всё и всех вокруг!
Раунд 2. Работа автоматикиАвтоматика — это не только экспозамер и подбор фотоаппаратом нужного соотношения выдержки/диафрагмы/чувствительности. Это ещё и баланс белого, скорость и точность автофокуса, быстрота работы и так далее. Поэтому я этот раунд разбил на несколько пунктов:
АвтофокусРазумеется, фазовый автофокус зеркалок пока вне конкуренции по скорости и быстроте. Пока компактам тут сложно составить конкуренцию зеркалкам. Однако, тут тоже не всё так просто и есть свои нюансы.Фокусирование при ракурсной съёмке. Например, фазовый автофокус работает только в режиме, когда нужно смотреть в видоискатель. А что делать, если хочется снимать на вытянутых руках или с уровня земли? Разумеется, зеркалки можно перевести в режим LiveView и снимать ими так же, как и компакными камерами. Но тут почему-то выясняется, что зеркалки в этом режиме фокусируются откровенно долго! Намного долже, чем даже самые нерасторопные компакты, а X10 к таким не отнесёшь. Расположение фокусировочных датчиков. Сейчас почему-то сложилась такая тенденция, что в начальных моделях зеркалок фазовых датчиков немного и все они, как правило, расположены довольно близко к центру кадра. Это приводит к тому, что композиция снимков начинает стремиться к центральной. В принципе, нельзя однозначно сказать — хороша или плоха такая композиция кадра. Но однозначно можно заметить лишь то, что это определённое ограничение, которое отсутствует у компактных камер, у которых зоной фокусировки может быть всё поле кадра. Работа фокусировочной системы в автоматическом режиме. Она у зеркалок начального уровня всегда была не самой лучшей, увы. Есть несколько точек и в автоматическом режиме камера сама решает по какой из них фокусироваться. Причём, решение далеко не всегда правильное, увы. Поэтому система автофокуса компактов в случае ленивой любительской съёмки начинает заметно выигрывать по удобству работы. И это не говоря ещё о всяких постоянно прогерссирующих помощниках, типа программного распознавания лиц и улыбок!
Получается, что если суммировать всё сказанное в этом пункте, то в случае всё той же любительской съёмки на полном автомате предпочтительнее будет работа систем автофокуса компактов, даже при условии меньшей скорости фокусировки. Кстати, тут не надо сбрасывать со счетов того, что у компактов с их контрастным методом фокусирования в принципе не может быть фронт- и бэкфокуса, которым могут страдать зеркалки. Пустячок, как говорится, но всё же.
ЭкспозамерКаждая камера тут отличалась в свою сторону. Могу лишь сказать, что Canon EOS 1100D был замечен в стабильной недодержке (-2/3 Ev, примерно), FUJIFILM X10 в довольно частой передержке (особенно на тёмных сценах, аж до +2 Ev), и лишь Nikon D3100 был стабилиен как скала во всех сценах.
FUJIFILM X10 | Aperture priority | 1/280 | f/4.0 | AutoISO 400
Canon 1100D | Aperture priority | 1/125 | f/4.0 | AutoISO 100
Nikon D3100 | Aperture priority | 1/160 | f/4.0 | AutoISO 100
Однако, у автоматики Nikon D3100 обнаружилась своя слабая сторона — камера стремилась во чтобы то ни стало удержать низкое ISO, что приводило к тому, что даже в довольно безобидных сценах автоматика ставила выдержки на уровне 1/15, считая их вполне пригодными для съёмок. Да, я знаю, что в меню ISO есть настройки для максимально длинной выдержки... Уф, даже пока писал утомился! Что уж говорить про любителей, которые вряд ли до этого пункта доберутся и сразу поймут что там к чему? Ну, если у вас крепкие руки, вы умеете задерживать дыхание и замирать — то, наверное, всё не так плохо. Да ещё и оптический стабилизатор в объективе поможет, конечно. В противном случае, при недостатке света будет либо срабатывать вспышка (в режиме полного автомата), либо очень длинная выдержка (в режимах P и A), которая будет приводить к появлению смаза на фото.
FUJIFILM X10 | Aperture priority | 1/160 | f/3.6 | AutoISO 800
Canon 1100D | Aperture priority | 1/40 | f/3.5 | AutoISO 250
Nikon D3100 | Aperture priority | 1/30 | f/3.5 | AutoISO 140
FUJIFILM X10 | Program | 1/160 | f/2.0 | AutoISO 1600
Canon 1100D | Program | 1/40 | f/5.6 | AutoISO 2500
Nikon D3100 | Program | 1/15 | f/3.5 | AutoISO 360
Не могу сказать кто в этом раунде побеждает однозначно, но могу заметить лишь то, что передержка у X10 не ведёт к потерям в светах, как это ни странно.
FUJIFILM X10 | Auto | 1/800 | f/4.5 | AutoISO 400
Canon 1100D | Auto | 1/200 | f/14 | AutoISO 800
Nikon D3100 | Auto | 1/200 | f/5.0 | AutoISO 100
По цельности экспозиции я бы отадал пальму первенства этому компакту. Равно как и по удобству съёмки (кадры не тёмные и не смазанные). И это не говоря об удобном и наглядном колёсике экспокоррекции, которым можно быстро поправить экспозицию в продвинутых режимах!
Быстрота работыСюда можно отнести не столько скорострельность, "сколько-то там кадров в секнуду" — это мало кому интересно в обычной любительской съёмке, как я думаю. Скорее тут важно то, за какое время камеры включаются или "просыпаются", с какой скоростью можно вести покадровую съёмку из нескольких снимков и как быстро пишется информация на флешку.В общем и целом, если говорить о быстроте работы, то получается, что если снимать в полностью автоматическом режиме, то компакты выигрывают за счёт более светосильной оптики (f/2.0-2.8 у X10 портив f/3.5-5.6 у 1100D и D3100), при которой нет необходимости чуть что подключать вспышку. А если переходить в более управляемые режимы, то там мы наблюдаем паритет скоростей с небольим преимуществом зеркалок (всё-таки первые 4-6 кадров там делаются чуть быстрее, чем на компактах). Я бы этот раунд засчитал с небольшим перевесом за компактами, раз уж мы вначале договорились, что снимаем максимально в любительском стиле. Стабильность важнее.По скорости включения, пожалуй, выигрывают зеркалки — старт у них получается одинаково быстрый: буквально сразу, спустя пару мгновений после включения, обе камеры готовы к съёмке. Компакты вообще не могут похвастаться чем-то подобным, хотя, пожалуй, X10 в этой дисциплине — одна из самых быстрых камер подобного класса. Благодаря механическому приводу зума объектва, X10 не нужно его выдвигать моторчиком на рабочую позицию. Поэтому, даже если включить в меню X10 режим "быстрого старта" (Quick Start Mode — On), то можно лишь приблизиться к скорости включения зеркалок. Этот пункт за зеркалками. По скорости просыпания (перехода из стэнд-бай в рабочий режим) тоже стабильно выигрывают зеркальные камеры. Мало того, тут у X10 обнаруживается "фирменная болезнь", присущая многим камерам FUJIFILM: а именно — нестабильные результаты времени просыпания. То есть, камера может включиться мгновенно, а может и тупить пару секунд и тогда её вообще проще выключить и включить снова. Так что и этот пункт снова за зеркалками. По скорости съёмки — сюрприз! Я ожидал, что зеркалки и тут будут впереди планеты всей. Почти так всё и есть. Но! Это только в условиях хорошего освещения. А как только приходится снимать там, где света мало — сразу же сказывается недостаточная светосильность китовых объективов (f/3.5-5.6) и автоматика при любой удобной возможности выкидывает вспышку.
FUJIFILM X10 | Auto | 1/100 | f/2.0 | AutoISO 1600
Canon 1100D | Auto | 1/60 | f/4.0 | AutoISO 800 | Flash
Canon 1100D | Program | 1/30 | f/3.5 | AutoISO 640
Nikon D3100 | Auto | 1/60 | f/3.5 | AutoISO 1800 | Flash
Nikon D3100 | Aperture priority | 1/15 | f/3.5 | AutoISO 450
А уже со вспышкой, увы, скорость съёмки катастрофически падает, особенно у Canon EOS 1100D — получается примерно по кадру в секунду или даже медленнее. Если же переходить в более управляемые режимы (P или Av, например), то наблюдается паритет между зеркалками и компактом при быстрой съёмке отдельными одиночными кадрами. Так что этот раунд остаётся, пожалуй, за компактом (да и все остальные компактные камеры, побывавшие на тесте, не требовали использования вспышек значительно дольше, из-за более светосильных объективов).По записи информации на флешку. Если снимать в JPEG, то тут всё одинаково быстро, у камер полный паритет. Если же переходить на RAW + JPEG (типа, как делают продвинутые фотолюбители), то компакт начинает сдавать. Правда, падение скорости работы происходит довольно равномерно. То есть — не так важно, какую серию вы сейчас только что снимали, пара кадров там было снято или больше — их запись на флешку у X10 стабильно займёт пару-тройку секнуд. А если говорить о зеркалках, то тут всё сильно зависит от выбранного режима (в LiveView камеры пишут почему-то дольше) и от длинны серии кадров. Примерно после 4-6 кадров зекралки начинают довольно ощутимо тупить в работе и отказываются делать следующие снимки на те же 2-3 секунды и эти тормоза субъективно воспринимаются намного неприятнее, чем замедление работы X10.
Корректность работы с цветамиТема довольно сложная, ибо тут реально "на вкус и цвет товарища нет". Поэтому я лишь покажу картинки, чтобы вы сами решили, какая система вам больше по душе. Лично мне ближе работа X10, с его фирменными "фуджиковскими" профилями имитации плёнок FUJICOLOR.
FUJIFILM X10 | Auto | 1/420 | f/3.6 | AutoISO 400
Canon 1100D | Aperture priority | 1/100 | f/5.6 | AutoISO 250
Nikon D3100 | Aperture priority | 1/30 | f/5.6 | AutoISO 100
FUJIFILM X10 | Auto | 1/125 | f/2.0 | AutoISO 800
FUJIFILM X10 | Auto | 1/80 | f/2.0 | AutoISO 400 | Flash
Canon 1100D | Aperture priority | 1/40 | f/3.5 | AutoISO 1000
Canon 1100D | Program | 1/60 | f/4.0 | AutoISO 800 | Flash
Nikon D3100 | Aperture priority | 1/30 | f/3.5 | AutoISO 640
Nikon D3100 | Program | 1/60 | f/3.5 | AutoISO 1100 | Flash
FUJIFILM X10 | Auto | 1/950 | f/3.6 | AutoISO 400
Canon 1100D | Auto | 1/100 | f/5.6 | AutoISO 100
Nikon D3100 | Auto | 1/125 | f/5.6 | AutoISO 100
FUJIFILM X10 | Aperture priority | 1/1600 | f/3.2 | AutoISO 400
Canon 1100D | Aperture priority | 1/100 | f/5.6 | AutoISO 100
Nikon D3100 | Aperture priority | 1/200 | f/4.0| AutoISO 100
Подводя итог этого раунда, я бы отметил, что при отдельных несомненных плюсах зеркалок, в общем и целом для любительской съёмки компакты будут всё же предпочтительнее: пусть они несколько уступают в скорости, но их проще контролировать и они дают больше возможностей для самовыражения. Так что в целом этот раунд за компактами.
Раунд 3. Качество снимковКачество снимков понятие довольно относительное, ибо кому-то нужно чтобы каждый кустик и каждый листик на фото было видно, а кому-то достаточно будет и того, чтобы просто человек в фокусе получился. Мало того, как показал недавний слепой тест — большинство людей не различает какие снимки сделаны на зеркалки, а какие — на компакт. И это ещё люди, увлекающиеся фотографией или, по крайней мере, уделяющие ей дополнительное внимание!..
Поэтому, качество снимков я условно оценивал в нескольких категориях:
Тепличные условияЭто такие, в которых даже мобильным телефоно сейчас можно получить неплохую картинку. Как правило, это бывает когда вокруг много света, сочетающегося с небольшой контрастностью и однозначностью сюжета:
FUJIFILM X10 | Auto | 1/899 | f/5.0 | AutoISO 200
Canon 1100D | Auto | 1/200 | f/22 | AutoISO 800
Nikon D3100 | Auto | 1/200 | f/7.1 | AutoISO 100
FUJIFILM X10 | Aperture priority | 1/899 | f/2.8 | AutoISO 400
Canon 1100D | Aperture priority | 1/100 | f/5.6 | AutoISO 125
Nikon D3100 | Aperture priority | 1/80 | f/5.6 | AutoISO 100
FUJIFILM X10 | Auto | 1/850 | f/3.6 | AutoISO 100
Canon 1100D | Auto | 1/125 | f/7.1 | AutoISO 100
Nikon D3100 | Auto | 1/160 | f/6.3 | AutoISO 100
Среднесложные условияСюда я отнёс такие условия, в которых уже нужно подумать как и что снимать, например — при более контрастном освещении, при искуственном свете или с нетривиальным сюжетом:
FUJIFILM X10 | Auto | 1/140 | f/2.0 | AutoISO 1600
Canon 1100D | Aperture priority | 1/30 | f/5.6 | AutoISO 2000
Nikon D3100 | Aperture priority | 1/15 | f/6.3 | AutoISO 640
FUJIFILM X10 | Auto | 1/850 | f/5.6 | AutoISO 200
Canon 1100D | Aperture priority | 1/250 | f/10 | AutoISO 100
Nikon D3100 | Aperture priority | 1/250 | f/8 | AutoISO 100
FUJIFILM X10 | Aperture priority | 1/1000 | f/5.6 | AutoISO 400 | Flash
Canon 1100D | Aperture priority | 1/200 | f/5.6 | AutoISO 100 | Flash
Nikon D3100 | Aperture priority | 1/200 | f/5.6 | AutoISO 100 | Flash
Тяжёлые условияЗдесь собраны съёмки при недостатке освещения и ночные кадры. В общем, все те условия, в которых камера раскрывается наиболее полно с технической стороны:
FUJIFILM X10 | Auto | 1/25 | f/2.0 | AutoISO 400
Canon 1100D | Auto | 1/60 | f/4.0 | AutoISO 800 | Flash
Nikon D3100 | Auto | 1/60 | f/3.5 | AutoISO 2800 | Flash
FUJIFILM X10 | Auto | 1/60 | f/2.0 | AutoISO 3200
Canon 1100D | Auto | 1/60 | f/4.0 | AutoISO 800 | Flash
Nikon D3100 | Auto | 1/60 | f/3.5 | AutoISO 3200 | Flash
FUJIFILM X10 | Aperture priority | 1/1 | f/5.6 | ISO 100
Canon 1100D | Aperture priority | 2 | f/5.6 | ISO 100
Nikon D3100 | Aperture priority | 2 | f/5.6 | ISO 100
FUJIFILM X10 | Auto | 1/15 | f/2.0 | AutoISO 1250
Canon 1100D | Auto | 1/60 | f/4.0 | AutoISO 800 | Flash
Nikon D3100 | Auto | 1/60 | f/3.5 | AutoISO 3200 | Flash
Раунд 4. Удобство эксплуатацииМалые размеры компактов позволяют думать, что пользоваться ими будет не так удобно, как относительно большими зеркальными фотоаппаратами начального уровня. Ведь на большом корпусе можно разместить крупные и удобные кнопки! Однако, на деле, недостаток размеров компактов с лихвой окупается поиском дизайнерами и конструкторами новых эргономических решений при создании малых фотоаппаратов. На деле получается, что компактами пользоваться не менее удобно, чем зеркалками начального уровня, у которых многие эргономические решения традиционные и далеко не самые лучшие, на мой взгляд.
Например, чтобы поменять коррекцию экспозиции у Nikon D3100 нужно прижать сооотвествующую клавишу и одновременно крутить колёсико. Это довольно сложное действие, которое не отрываясь от видоискателя непросто исполнить.
"Пф-ф-ф! Ну и что? Это дело привычки!" — скорее всего скажут "никонисты" и будут в чём-то правы: привыкнуть к такому решению можно. Человека вообще ко всему привыкает. Но это не значит, что такое решение от этого станет удобным. Как и включатель AutoISO, глубоко и надёжно запрятанный в дебри меню Nikon D3100.
У Canon 1100D есть свои заморочки по части эргономики. Это, например, крайне неприметная клавиша, отвественная за переключение точек фокусировки, которую я за столько лет владения и пользования фотоаппаратами этой фирмы так и не научился нажимать вслепую. Справедливости ради, у FUJIFILM X10 схожие проблемы — кнопка, заведующая включением сдвига зоны фокусировки тоже неудобно расположена. Однако, она на виду, в силу другого хвата камеры. А у Canon чтобы нажать эту кнопку мне постоянно приходится отрываться от видоискателя, чтобы визуально её найти.
Впрочем, это конечно мелочи. Найти плюсы и минусы в эргономике не сложно, равно как и приспособиться можно к любой камере. Поэтому, я бы сказал, что скорее в этом раунде побеждает дружба! По удобству условно говоря — паритет, с небольшим преимуществом компактов.
Выводы
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что современные компкаты (на примере X10):несколько проигрывают в скорости зеркалкам начального уровня выигрывают у них по размерам и весу выигрывают по неприметности у зеркалок выигрывают в работе автоматики при любительской съёмке не проиграывают в качестве при той же любительской съёмке ничуть не хуже по удобству съёмки
Ну и какие же можно из всего этого сделать выводы? А они здесь, в данном случае, таковы. Если вы собираетесь приобретать фотоаппарат для любительских съёмок, не думаете о покупке новых объективов, не планируете часто снимать на продвинутых настройках, то, на мой взгляд, брать зеркалку особенного смыла не имеет. По-моему, в таком случае лучше купить компактную камеру, которая легко поместится в карман вашей куртки и будет верным спутником в путешествиях!
Upd:
Из комментариев, ответ на часто задаваемый вопрос о цене:
Canon 1100D kit: http://market.yandex.ru/model.xml?modelid=6988661&hid=91148&suggest=1 — 15 990 руб.
Nikon D3100 kit: http://market.yandex.ru/model.xml?modelid=6377521&hid=91148&text=Nikon%20D3100%20kit&srnum=351 — 15 973 руб.
FUJIFILM X10: http://market.yandex.ru/model.xml?modelid=7700599&hid=91148&show-uid=911090513503642081 — 18 500 руб.
Собщество fujifilmru.livejournal.com посвещенно обучению. Здесь размещаются бесплатные уроки.
Например, как снимать незнакомых людей: http://fujifilmru.livejournal.com/5337.html
Про объективы: http://fujifilmru.livejournal.com/7490.html
И обучение часто сопровождаются, конкурсами: http://fujifilmru.livejournal.com/9295.html
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →