?

Log in

Обучение | Зеркалки, беззеркальные камеры и гибриды - Образовательный проект FUJIFILM

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> FUJIFILM

August 1st, 2012


Previous Entry Share Next Entry
podakuni
06:12 pm - Обучение | Зеркалки, беззеркальные камеры и гибриды

Дальше наше обсуждение техники пойдёт относительно фотокамер 35-мм стандарта, потому что, как вы уже могли понять из этого материала, этот стандарт исторически стал основным для фотолюбителей. Сегодня речь пойдёт снова о типах фотоаппаратов.


Обсуждать мы будет только цифровую технику. Связано это с несколькими моментами, которые подробно обсуждались ранее:

  • На цифровой технике учиться намного удобнее и быстрее: результаты своей съёмки вы видите немедленно и можете внести необходимые исправления в работу для получения хорошего снимка;

  • С некоторыми оговорками в 35-мм формате технически цифровая техника практически превзошла по всем показателям плёночную, так что, использовать плёнку этого типоразмера можно только для ощущения "магии плёночного процесса": фотографирования без возможности немедленного просмотра результата, самостоятельной проявки, печати и тому подобным моментам;

  • Обучение плёночному съёмочному процессу сейчас получается намного более затратным, по сравнению с обучением на цифровой технике, потому что пользователям приходится покупать саму плёнку, оплачивать проявку, печать или сканирование материалов, что сейчас может стать в копеечку.


  • Цифровой фотоаппарат без корпуса

    Современные фотоаппараты имеют довольно схожую конструкцию, вне зависимости от типоразмера. Практически у всех них есть такие основные компоненты как:

  • корпус;
  • сенсор
  • объектив, который создаёт и проецирует изображение
  • затвор, открывающий на время доступ света к сенсору
  • видоискатель, при помощи которого осуществляется построение кадра
  • управляющая электроника, помогающая работать фотографу
  • электрические батареи, питающие сервисные функции фотоаппарата

  • Все эти детали есть в том или ином виде у всех камер, будь то сложные фотоаппараты большого формата или фотокамеры, встроенные в мобильные телефоны. Но отличия всё же существуют. Главные из них кроются в процессе контроля за построением кадра. Проще говоря — принципиально фототехника отличается сейчас конструкцией видоискателя и способа, который используется за контролем изображения. Сейчас фотоаппараты по этому признаку делятся на три большие группы:
    1. Зеркальные камеры

    2. Беззеркальные фотоаппараты

    3. Различные гибридные варианты




    1. Зеркальные камеры


    В зеркальных фотокамерах процесс фотографирования устроен так:


    Принципиальное устройство зеркального фотоаппарата

    Сразу за объективом, под углом, установлено зеркало (1), которое отражает свет в видоискатель (2) и пользователь контролирует картинку непосредственно своими глазами. Обязательным элементом зеркальной фототехники является пентапризма (3) — устройство, которое показывавет картинку таким образом, чтобы она в видоискателе не была перевёрнутой. Фокусирование оптики осуществляется при помощи блока отдельных фазовых датчиков (5), свет на которые, как правило, передаётся дополнительным маленьким зеркалом. При фотографировании зеркало в таком фотоаппарате поднимается и картинка перестаёт на время быть видимой в видоискателе, но проецируется на плёнку или матрицу (4):


    Зеркальный фотоаппарат в момент снимка


    Преимущества такого устройства фотоаппаратов заключаются в следующем:
  • пользователь сразу видит картинку практически такой, какая она получается, буквально своими глазами, без вмешательства электроники;

  • изображение контролируется глазами и его детализация ограничена только особенностями зрения пользователя и конструктивом объектива/видоискателя;

  • изображение пользователь видит в реальном масштабе времени, как если бы он смотрел на него просто глазами;

  • при таком видоискателе появляется возможность использовать фазовые датчики наведения фокуса, которые работают быстро и качественно.


  • Минусы, разумеется, тоже существуют:
  • конструкция камеры сильно усложняется (механика складывания зеркала, пентапризма и так далее) и сама техника получается дорогой;

  • наличие складываемого зеркала и пентапризмы приводит к тому, что размеры камеры после какого-то определённого предела не могут быть уменьшены, иначе все эти детали конструкции там не уместятся;

  • надёжность техники снижается из-за наличия сложной механической системы складывания зеркала;

  • при длинных выдержках зеркало поднимается и закрывает видоискатель, не давая возможности контролировать изображение. Кстати, та же проблема мешает снимать видео на зеркальных камерах.




  • 2. Беззеркальные фотоаппараты


    В беззеркальных фотокамерах процесс фотографирования устроен проще. Картинка через объектив проецируется на матрицу (1), там считывается и направляется в процессор камеры (2), где преобразовывается в видеосигнал, который подаётся на экран фотокамеры (3). И пользователь контролирует процесс фотосъёмки по этому экранчику:


    Принципиальная схема беззеркальной камеры

    Преимущества такого процесса заключаются в следующем:
  • камеру можно сделать очень компактной, потому что не нужно размещать в корпусе механически складывающееся зеркало и пентапризму;

  • надёжность техники возрастает: меньше механических деталей — меньше чему ломаться;

  • чисто психологически строить композицию кадра на экране намного проще, чем через видоискатель;

  • картинку можно выводить на поворотный экран, что позволит строить кадр даже когда камеру нельзя поднести к лицу (удобно при съёмке на вытянутых руках);

  • изображение можно видеть сразу с пользовательскими настройками — в чёрно-белом виде, например, или тонированное;

  • такая схема позволяет снимать не только фото-, но и видеоизображение.


  • Но и недостатки тут тоже довольно существенные:
  • пользователь видит картинку, уже прошедшую преобразование в процессоре, что означает, что она будет несколько искажена. И видит он её на экране, который показывает тоже с некими искажениями цвета и контраста;

  • картинка показывается с некоторой задержкой, необходимой технике для преобразования сигнала и демонстрации изображения на экране;

  • детализация изображения ограничивается разрешающей способностью контрольного экрана, которая, увы, не так высока, как на финальном кадре;

  • при ярком внешнем освещении экран может бликовать или "слепнуть";

  • постоянная работа экрана не лучшим образом сказывается на заряде батарей — он расходуется быстрее.


  • Как видите, преимущества и недостатки есть у обоих процессов. Конструкторы камер знают о них и постоянно ищут решения, которые могут усовершенствовать технику. Например, сейчас почти все зеркальные фотоаппараты обзавелись функцией Live View, которая временно делает зеркальный фотоаппарат беззеркальным: зеркало принудительно поднимается на нужное пользователю время, картинка проецируется на матрицу и через процессор выводится на экран. Таким образом, в зеркальных камерах пытаются использовать плюсы беззеркальных фотоаппаратов. Это, кстати, даёт возможность снимать видео на зеркальных камерах.

    В свою очередь, совершенствуются и беззеркальные камеры. К примеру, сейчас появился целый новый класс фотокамер у которых нет зеркала, а в остальном по всем своим характеристикам они не уступают зеркальным фотоаппаратам, оставаясь при этом довольно компактными. Совершенствуются процессоры этих фотокамер: снижается задержка при выводе сигнала на экран, уменьшаются искажения цветов и контраста. Становятся лучше экраны: новые технологии позволяют смотреть на них под большими углами без искажений, растёт разрешение экранов, их яркость, цветность, увеличивается контраст и улучшается их экономичность. Также, постоянно совершенствуются алгоритмы контрастной фокусировки, делая её более быстрой и точной.

    Но поиск оптимального решения не останавливается и конструкторы постоянно предлагают что-то новое.



    3. Различные гибридные варианты
    Например — камеры с полупрозрачным неподнимаемым зеркалом, которые сейчас выпускает Sony. В принципе — всё то же самое, что и у обычной зеркальной камеры: зеркало, фазовые датчики автофокуса... Но без пентапризмы и вообще без оптического видоискателя:


    Схема работы фотоаппарата с полупрозрачным закреплённым зеркалом



    Или, вариант, предлагаемый FUJIFILM — комбинированный оптический и электронный видоискатель:


    Гибридный видоискатель FUJIFILM

    Этот вариант совмещает в себе основные плюсы зеркальных камер (контроль за сценой в реальном времени, неискажённый сигнал) и положительные моменты беззеркалок (относительно компактные размеры, возможность контроля готового сигнала и съёмки видео). Но основных преимуществ тут два:

    Во-первых, прямо на оптическое изображение может выводиться вся полезная в работе информация:


    Информация, отображаемая в гибридном видеоискателе


    Во-вторых, переключаться между оптическим или электронным видоискателем можно в одно касание, при помощи рычажка на передне панели камеры:


    Переключение между двумя режимами работы видоискателя



    В любом случае, хотя и сложно однозначно понять какая технология победит в будущем, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что зеркальные камеры потеряли свою абсолютную привлекательность, в особенности, в связи с бурным развитием электронных видоискателей, алгоритмов контрастного автофокуса и разработкой различных гибридных решений. Хотя и плюсов у зеркалок по-прежнему много.


    Tags:

    (121 comments | Leave a comment)

    Comments:


    Page 1 of 2
    <<[1] [2] >>
    [User Picture]
    From:srlt
    Date:August 1st, 2012 02:18 pm (UTC)
    (Link)
    Это всё сурковская пропаганда.
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 1st, 2012 02:20 pm (UTC)
    (Link)
    М-м-м?
    [User Picture]
    From:ilyaia
    Date:August 1st, 2012 02:35 pm (UTC)
    (Link)
    Контрастный автофокус как раз не похож на технологию завтрашнего дня. Никон и кэнон при создании беззеркалок на него не ставят. И я их понимаю, для реально шустрой динамики лучше пусть промахивающийся, но шустрый фазовый.
    From:ammog
    Date:August 1st, 2012 02:46 pm (UTC)
    (Link)
    это спорно. по мне так лучше медленный, но точный, чем быстрый, но неточный.
    если бы была задача получить кучу несфокусированных картинок, то вообще не нужно было бы никакого автофокуса, ни фазового ни контрастного.
    [User Picture]
    From:newkolobok
    Date:August 1st, 2012 02:53 pm (UTC)
    (Link)
    А дальше?))
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 1st, 2012 02:58 pm (UTC)
    (Link)
    Будет. =: )
    [User Picture]
    From:tasic
    Date:August 1st, 2012 02:54 pm (UTC)
    (Link)
    Интересно, это только у меня каждый пост появляется дважды во френдленте? И как это так вообще получается, что во френдленте две ссылки с небольшим интервалом на один и тот же пост?
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 1st, 2012 03:01 pm (UTC)
    (Link)
    Это возможно, если вы подписаны и на сообщество, и на мой ЖЖ.
    [User Picture]
    From:margrittka
    Date:August 1st, 2012 03:29 pm (UTC)
    (Link)
    очень интересно
    [User Picture]
    From:zeres_esker
    Date:August 1st, 2012 03:40 pm (UTC)
    (Link)
    основной плюс видоискателя зеркалок - отсутствие разрешения как такового. Пока экраны, даже с увеличенной плотностью пикселей и рядом не стоят с нативной оптикой.
    Сенсорное и электроннное управление зумом и фокусом и рядом не стояло по удобству и точности с крутилками объективов.
    Что бы я улучшил, если бы был конструктором :) На мой дилетантский взгляд.
    Зеркало сделал бы из тонких легких повортных пластинок. Компенсацию пришлось бы делать программно. но от хлопушки зеркала можно избавиться.
    Второе - дополненная реальность в видоискатель: полупрозрачная плоскость фокуировки и зоны ГРИП. Эта технология могла бы вообще избавить от необходимости автофокуса.
    [User Picture]
    From:ayvan
    Date:August 2nd, 2012 06:07 am (UTC)
    (Link)
    Зеркало из поворотных пластинок (если я верно понял, типа жалюзи) - нереально, из-за специфики распространения лучей света от объектива к матрице. Даже если бы эти пластинки были толщиной в волос, и не плоские, а нитевидные, все равно они бы уже существенно мешали, т.к. размер пиксела матрицы меньше или сравним по размеру с этими нитями.
    Уже есть куда более удобное решение - Sony SLT. Но его нереально использовать с оптическим видоискателем (будет слишком темным, т.к. зеркало отражает лишь 30% света, т.е. 70% идет на матрицу, а 30% идет на датчики автофокуса), и в SLT зеркало применяется только для фазового автофокуса.
    Насчет дополненной реальности в видоискателе - уже есть, насколько я в курсе, в камерах Fujifilm видоискатель оптический, но на него дополнительно проецируется информация всякая полезная. Этот тип видоискателя в этой статье описан, хочу заметить. Но, опять же, в Sony SLT-A65/A77 видоискатель хоть и не оптический, но чрезвычайно высокого разрешения, и очень, очень быстрый, и ощущения, что ты смотришь в экран, не создается, полное ощущение зеркалки, никаких задержке в отображении, при всех плюсах электронного экрана, таких как куча полезной информации по всей площади видоискателя (электронный уровень, например, есть).
    А от необходимости автофокуса не избавиться, руками никто кроме профессионалов и увлеченных любителей не захочет фокусироваться, а уж про фокусировку при съемке быстро движущихся объектов я вообще молчу - даже самый профи-профи не сфокусируется так быстро, как это сейчас умеет фазовый автофокус.
    [User Picture]
    From:dimoheha
    Date:August 1st, 2012 03:49 pm (UTC)
    (Link)
    на втором пункте вижу свой самый первый фотик цифровой: SONY P-73!!!!
    [User Picture]
    From:artemsidorov
    Date:August 1st, 2012 04:10 pm (UTC)
    (Link)
    Большой плюс зеркалок также в том, что размер сенсора в них больше чем в цифромыле и при этом можно использовать хорошие съемные объективы. Кадр получается существенно лучше чем на мыльницах, даже топовых, за счет большего размера сенсора. Ну и скорость зеркалок выше в целом.
    [User Picture]
    From:vanxant
    Date:August 1st, 2012 05:03 pm (UTC)
    (Link)
    В любительских зеркалках и беззеркалках сенсоры одинаковые по размеру (кроме Nikon), а у Pentax еще и байонет тот же (старый добрый К).
    [User Picture]
    From:frasl
    Date:August 1st, 2012 04:11 pm (UTC)
    (Link)
    Еще момент сравнительный - т. к. у мыльницы нет затвора, ее не трясет при нажатии на кнопку. В поездках, плотно прижимая мыльницу к столбу делал приемлемые кадры с выдержкой до 1 сек.

    На любимом 40Д такой фокус не проходит, как ни выдыхай перед кадром.
    [User Picture]
    From:_sil
    Date:August 1st, 2012 04:42 pm (UTC)
    (Link)
    трясет обычно зеркало
    [User Picture]
    From:avr_mag
    Date:August 1st, 2012 04:33 pm (UTC)
    (Link)
    Отличный материал для чайников вроде меня!
    Спасибо!
    [User Picture]
    From:mishinedition
    Date:August 1st, 2012 05:32 pm (UTC)
    (Link)
    ну а что остается делать фуджифильму? )
    переплюнуть sony nex они пока не могут...
    (Deleted comment)
    [User Picture]
    From:dianotin
    Date:August 1st, 2012 05:33 pm (UTC)
    (Link)
    было интересно осведомиться на эту тему :) спасибо :)
    [User Picture]
    From:abrezd
    Date:August 1st, 2012 05:55 pm (UTC)
    (Link)
    А дальномерные камеры как работают? Как в п. 2?
    [User Picture]
    From:zelenograf
    Date:August 1st, 2012 06:19 pm (UTC)
    (Link)
    В дальномерках объектив что открыт что закрыт - на фокусировку это не влияет, там другой принцип, тут он не разрисован.
    [User Picture]
    From:a_nikolsky
    Date:August 1st, 2012 06:02 pm (UTC)
    (Link)
    Перечитал 2 раза так и не понял а чем электронный видоискатель лучше обычного, с призмой и зеркалом?? В чем преимущество???
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 1st, 2012 06:11 pm (UTC)
    (Link)
    Например, в том, что с ним можно видео снимать, а с зеркалом — нельзя. =: )
    [User Picture]
    From:lrlay777
    Date:August 1st, 2012 06:15 pm (UTC)
    (Link)
    В зеркалках обычно бывает завален горизонт и нарушен баланс белого.
    [User Picture]
    From:puzzzo
    Date:August 1st, 2012 06:29 pm (UTC)
    (Link)
    Скоро, возможно, на дисплеях фотиков появится что-нибудь подобное эппловской ретине, качество должно серьезно подрасти (или я уже пропустил подобное)
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 1st, 2012 06:31 pm (UTC)
    (Link)
    Уже 2Мп там обычное дело.
    [User Picture]
    From:agni_112
    Date:August 1st, 2012 06:40 pm (UTC)
    (Link)
    Sony NEX рулит и разруливает, многие зеркалки рядом с ним не стояли..
    ИМХО :)
    [User Picture]
    From:koty_w
    Date:August 1st, 2012 07:00 pm (UTC)
    (Link)
    Не понял чем именно зеркало мешает снимать видео на зеркалках?
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 1st, 2012 07:09 pm (UTC)
    (Link)
    Как снимать видео, если в видоискатель ничего не видно?
    [User Picture]
    From:unis
    Date:August 1st, 2012 07:08 pm (UTC)
    (Link)
    "зеркальные камеры потеряли свою абсолютную привлекТательность" - лишняя буква.
    За обзор спасибо, очень наглядно написано и нарисовано.
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 1st, 2012 07:10 pm (UTC)
    (Link)
    Спасибо, поправлю.
    [User Picture]
    From:binaryanimal
    Date:August 1st, 2012 07:22 pm (UTC)
    (Link)
    Про дальномерки ни слова. Хотя бы из дани исторического уважения стоило чиркнуть параграф.
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 1st, 2012 07:50 pm (UTC)
    (Link)
    Пока они представлены только М9, уж очень нишевое направление...
    [User Picture]
    From:evgkuryanov
    Date:August 1st, 2012 07:23 pm (UTC)
    (Link)
    А как же дальномерные цифрокамеры?! Почему про них забыли?
    Лейка, конечно экзотика, но и фуджи экзотика не меньшая.
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 1st, 2012 07:49 pm (UTC)
    (Link)
    Fuji X100 была продана в количестве около 100.000 за прошлый год — какая же это экзотика? =: ) Да, не очень распространённая, но не как М9 за 250.000 рублей. =: )
    [User Picture]
    From:letohin
    Date:August 1st, 2012 09:55 pm (UTC)
    (Link)
    что-то я не понял) снимают же зеркалки видео вовсю)
    (Deleted comment)
    [User Picture]
    From:djuplin
    Date:August 2nd, 2012 05:40 am (UTC)
    (Link)
    > чисто психологически строить композицию кадра на экране намного проще, чем через видоискатель

    Сомневаюсь, что проще. Да еще и намного ... это скорее дело привычки: переход от цифромыльницы или телефона на оптический видоискатель может требовать привыкания.
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 2nd, 2012 07:31 am (UTC)
    (Link)
    Всё в этой жизни дело привычки... =: ) Но строить кадр когда его можно охватить двумя глазами сразу всё же намного удобнее, чем котнролировать точечно одним глазом. Никто на картины не смотрит через трубочку — это неудобно, попробуйте.
    [User Picture]
    From:glidernet
    Date:August 2nd, 2012 07:11 am (UTC)
    (Link)
    Не нашел единственное, что не знаю, зачем зеркалкам механический затвор.
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 2nd, 2012 07:29 am (UTC)
    (Link)
    Механический завтор не только у зеркалок, он встречается и у беззеркалок тоже. Это техническое решение, про него чуть позже расскажу.
    [User Picture]
    From:eugenegordin
    Date:August 2nd, 2012 10:01 am (UTC)
    (Link)
    Ещё добавил бы как "-" зеркалки (и, соответственно, "+" незеркалки) шум и вибрацию от подъёма зеркала при спуске затвора...

    И ещё: является ли мифом, что если визирование ведётся по основной матрице, то она греется и от этого картинка более шумная? Если нет - то это в "-" незеркальной технике...
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:August 2nd, 2012 10:07 am (UTC)
    (Link)
    Матрица действительно греется и это в минус беззеркалкам. Но минус не такой существенный, в общем.

    > Go to Top
    LiveJournal.com