?

Log in

Опыт съемки в условиях Арктики - Образовательный проект FUJIFILM

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> FUJIFILM

March 19th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
pavel_kosenko
02:43 pm - Опыт съемки в условиях Арктики


Когда я готовился к поездкам в Арктическое Заполярье, долго думал – какую фототехнику с собой брать. С одной стороны хотелось взять минимум камер и объективов, т.к. в условиях сурового климата носить несколько фотоаппаратов весьма затруднительно, а менять объективы почти невозможно. С другой стороны, ехать с одной камерой, пусть и экспедиционной, тоже стрёмно – а вдруг поломается или, например, сядут все аккумуляторы, включая запасные?

В итоге мой выбор, во многом интуитивный, остановился на двух камерах: «большой» Canon 1D X (с объективом 24-70 f/2.8L) и «маленький» Fujifilm X-Pro1 (с объективом Fujifilm XF 18 mm f/2 R X-Mount). Был большой соблазн взять с собой для надёжности ещё и плёночную камеру, но я решил ограничиться изрядным запасом энергии: для большой камеры взял 2 аккумулятора, для маленькой 5. Также у меня с собой был iPhone, но при -53 градусах он оказался совершенно бесполезен, т.к. 100% зарядки ушло в течение 2-х минут.



Как показала практика, мой выбор оказался очень удачным. В этой статье я поделюсь своим опытом съемки в условиях Крайнего Севера, основанном на двух недавних поездках: в Эвено-Бытантайский улус (Республика Саха) и Ненецкий-Автономный округ. Причём, если в первой поездке большую часть времени я находился в УАЗ-иках и тёплых домах, иногда оказываясь на улице, то во второй основное время проводил на снегоходах, иногда заглядывая в отапливаемые буржуйками чумы. Таким образом у меня была возможность проверить своё решение в двух разных форматах путешествия.

Но начнём по порядку. То есть... с водки! Да-да, именно с русской водки, так будет проще понять, о чём речь. Итак, достаньте из морозилки бутылку водки.




Проблема № 1. «Отмороженные предметы»

Как вы наверняка знаете, оказавшись в тепле, бутылка моментально покрывается тонким слоем инея. Это основная проблема, с которой сталкивается фотограф при съёмке на Севере. Причём, если в случае морозилки мы перемещаем предмет из -18 в +25 (разница температур 43 градуса), то на Севере часто приходиться иметь дело с температурами от -50 до +30 (разница 80 градусов).

Тепло – одна из самых высочайших ценностей для жителей Арктики, поэтому свои жилища они топят настолько мощно, насколько это возможно. Как это ни странно, но жара – достаточно распространённая проблема для приезжих. Мне доводилось останавливаться в Якутске в разных отелях, и везде было натоплено так, что спишь без одеяла и просыпаешься в поту (окна при этом, естественно, не открываются).

При этом на улице холодно настолько, что замерзаешь за несколько минут. Мне известен случай, когда музыканты одного коллектива, дающего гастроли в Якутске, решили постоять на улице в одних рубашках. Чтобы потом хвастаться знакомым. При температуре -60 градусов они провели ровно 2 минуты, после чего пришлось вызывать скорую, которая идентифицировала на их лицах и пальцах рук обморожения разной степени.

Без специальной тёплой и дышащей одежды и обуви, к которой в том числе относятся изделия из оленей шкуры (унты, торбаса, кухлянки, малицы и т.д.) и, видимо, без привычки, переносить постоянные перепады температур под 100 градусов весьма затруднительно. И не только человеческому телу, но и фототехнике.

Когда мы выносим теплую сухую камеру из тепла в холод, поначалу проблем нет. Потом камера охлаждается, и если её занести обратно в тепло, возникает та самая проблема «бутылки водки из морозилки».





Для того, чтобы камера оттаяла, требуется много времени. Не менее 30 минут, а иногда 1 и даже 2 часа.



Причём, оттаивая, камера вместо инея покрывается испариной и даже водой. Особенно, если в помещении кипит котёл и готовят еду (что чаще всего и бывает).





Понятно, что снимать в это время невозможно. А ведь внутри изб и чумов часто происходит самое интересное! Но на этом проблемы не заканчиваются. Далее, если не дождаться, пока камера полностью высохнет и выйти на улицу, вода снова превращается в лёд. Иногда это может стать принципиальной проблемой, как например, в таком случае:



В углублении кнопки спуска (она же кнопка включения/выключения камеры) образовалась капля воды, которую я не заметил. С корпуса влага испарилась, а в кнопке не успела. Когда потом я вышел на улицу и пытался включить камеру, сделать это не получилось. В итоге я на некоторое время остался без этой камеры. Включить её удалось только после следующего отогрева.




Проблема № 2. «Дыхание»

Вторая проблема не такая глобальная, как первая, но тем не менее она актуальна. В первую очередь для тех, кто носит очки.



Как вы знаете, наше тёплое дыхание на морозе моментально выпадает в виде инея. На усах-бороде, одежде и на всём, что близко к нашему рту.







Но вы можете столкнуться с этой проблемой, даже если не носите очки. Причём более всего ей подвергнуты те самые «большие» экспедиционные камеры:



Потому что они настолько большие, что полностью закрывают лицо (в том числе рот) при съёмке.


Проблема № 3. «Аккумуляторы»

Как вы наверняка знаете, ёмкость аккумуляторов при низких температурах существенно снижается. Если в обычных условиях на одном заряде аккумулятора для Canon 1D X я делаю около 1700 кадров, то на 30-градусном морозе это количество уменьшается примерно вдвое до 800. А на 50-градусном на 2/3, примерно до 500. Эти цифры, конечно, будут сильно зависеть от используемых объективов и стиля съёмки (активности использования автофокуса).

С одной стороны кажется, что 500 кадров, это много. Но во-первых, когда вы попадаете в экзотические места, объёмы снимаемого резко увеличиваются (у меня в среднем выходило 1000-1500 кадров в сутки). Во-вторых, в тундре вы можете находиться несколько дней без возможности подзарядить свои камеры. Поэтому по факту нужно иметь как минимум 2, а лучше 3 или даже 4 таких батареи.

Ёмкость аккумуляторов для «маленькой» камеры меньше изначально, поэтому их надо брать с собой больше. В обе поездки я брал 5 штук, и ни разу мне не пригодилось более 3-х. Почему? Ответ можно найти ниже, в описании того комплексного решения, к которому я пришёл.


Решение

Принимая во внимание все описанные выше проблемы и попробовав разные камеры в разных условиях, я пришёл к следующему, на мой взгляд, достаточно оптимальному решению. Наблюдая за другими фотографами в своих поездках по Крайнему Северу, я понял, что многие из них пришли к аналогичному. Решение на самом деле довольно простое и заключается в следующем.

1) «Большая» экспедиционная камера с мощным аккумулятором используется только для съёмки на улице. Она всё время висит поверх основной одежды (весьма удобен для этого плечевой ремень). При заходе в помещение оставляется в сенях или рядом со входом в чум – там, где температура ниже нуля. Для того, чтобы в помещении она не покрылась инеем или испариной, и не возникло очередных проблем при выносе обратно на мороз. При этом полезно вытащить аккумулятор и сунуть его в карман, чтобы он отогревался и восстанавливал потерянную мощность.

2) «Маленькая» камера всё время носится за пазухой (под верхней одеждой) и используется только для съёмки в помещениях. Вы оставляете большую камеру в сенях, снимаете одежду, достаёте маленькую теплую камеру, и тут же начинаете снимать, не дожидаясь оттаивания. Перед тем как выйти обратно на улицу, камеру снова прячете под одежду.

Единственный нюанс, с этим связанный – ваша верхняя одежда должна быть достаточно объёмной (не обтягивающей). Но, собственно, при очень низких температурах по другому и не бывает.

ОБЪЕКТИВЫ

Исходя из того, что маленькая камера нужна в помещениях, вполне логично было бы использовать для неё широкоугольный объектив. К тому же камера должна быть максимально компактной, чтобы не привносить излишний дискомфорт при ношении под одеждой.

На большую камеру, соответственно, логично повесить что-то более-менее универсальное, например объектив с фокусными расстояниями 24-70, 24-105 и т.п. Хотя, это зависит от стиля вашей съемки – я для этой цели вполне успешно использовал и широкий угол 35 мм.

В моём случае решение получилось таким:

Canon 1D X с объективом 24-70 f/2.8L – «большая внешняя» камера.
Fujifilm X-Pro1 с объективом Fujifilm XF 18 mm f/2 R X-Mount – «маленькая внутренняя» камера.

Причём, важно понимать, что в условиях Арктики в качестве маленькой камеры сложно использовать вторую зеркалку, которыми чаще всего комплектуют себя профессиональные фотографы. Здесь нужен именно «цифрокомпакт», и это решение должно быть осмысленно. Я давно тяготею к компактным камерам, и мне очень приятно, что им находится не просто удобное, а реально незаменимое применение. И мой любимый Фуджик здесь проявил себя прекрасным образом!

А проблему дыхания можно, и я бы даже сказал, нужно решать с помощью маски.



Нужно, потому что маска на Севере вам крайне пригодится и безо всякого фотоаппарата вообще. Правда, она ещё больше актуализирует проблему очков, но тут уже придётся или учиться особым образом выдыхать, или придётся использовать контактные линзы.

Ну, и заканчивая тему отмороженных камер, покажу, как может выглядеть ваш фотоаппарат после 2-часовой езды на снегоходе:



Картинка эффектная, но на самом деле пугаться не надо, этот снег легко очищается простым отряхиванием и протиранием варежкой.

***

Ну и на последок покажу вам некоторые фотографии, снятые с помощью описанного подхода в недавней поездке по Якутии. Под каждой фотографией я указал, какой камерой она сделана. Некоторые картинки сделаны на улице маленькой камерой и в помещении большой – казалось бы, это противоречит сказанному. На самом деле нет, т.к. в процессе я много экспериментировал, прежде, чем пришёл к конкретному решению.


Canon 1D X


Canon 1D X


Fujifilm X-Pro1


Canon 1D X


Fujifilm X-Pro1


Fujifilm X-Pro1


Canon 1D X


Fujifilm X-Pro1


Fujifilm X-Pro1


Fujifilm X-Pro1


Fujifilm X-Pro1


Canon 1D X


Canon 1D X


Canon 1D X


Canon 1D X


Canon 1D X


Fujifilm X-Pro1


Canon 1D X


Canon 1D X


Canon 1D X


Fujifilm X-Pro1

Другие мои фотографии из Якутии и публикации, связанные с этой поездкой, можно посмотреть здесь (в том числе есть пост про еду и про желтую икру):

http://pavel-kosenko.livejournal.com/tag/Якутия

Буду рад, если и вы поделитесь своим опытом съёмок в условиях крайнего севера. Спасибо!



Автор статьи: Павел Косенко.

Все самое интересное у нас!



«СРЕДА» – творческая лаборатория и фотошкола в Москве




«Фреймвей» – фототуры и выездные мастер-классы известных фотографов


(156 comments | Leave a comment)

Comments:


Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]
From:otevalm
Date:March 19th, 2013 10:54 am (UTC)
(Link)
очень красиво, правда, посмотрела и замерзла!
[User Picture]
From:outlier_v
Date:March 19th, 2013 10:57 am (UTC)
(Link)
Два вопроса:
- а затвор не крякнет на таком морозе?
- на одном из фото кажется OM-D у человека в руках. он выжил?
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 10:59 am (UTC)
(Link)
1) Проблем с затворами не было.
2) Выжил только несколько часов. OM-D 5 прекрасная камера, но без 10 запасных аккумуляторов делать на севере ей нечего :(
[User Picture]
From:lionksa
Date:March 19th, 2013 11:03 am (UTC)
(Link)
Полезно для наших условий :-)
[User Picture]
From:tsarenk0
Date:March 19th, 2013 11:05 am (UTC)
(Link)
Кто-то может внятно объяснить как снимали на Луне при -160С ПЛЕНОЧНЫМ АППАРАТОМ?
[User Picture]
From:print_design
Date:March 19th, 2013 11:14 am (UTC)
(Link)
Механика, что ей будет?

Edited at 2013-03-19 11:15 am (UTC)
[User Picture]
From:mr_aug
Date:March 19th, 2013 11:12 am (UTC)
(Link)
очень забавно вы вышли из положения, я думал будете мудрить что-то с обогревом, а вон оно как))
[User Picture]
From:lusika33
Date:March 19th, 2013 11:12 am (UTC)
(Link)
не вносить в тепло - абсолютно верный совет. И даже в кофр или сумку не класть: все равно при извлечении будет перепад и испарина.
[User Picture]
From:timon_timonich
Date:March 19th, 2013 11:13 am (UTC)
(Link)
На крайнем Севере не был, но в Финляндии при -30 проблемы были примерно такие же, в прошлых поездках пробовал снимать видео с помощью наглазника, совершенно невозможно, так как моментально запотевает.

з.ы. Ты зачем на последней фотографии камеру морозишь? :)
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 11:14 am (UTC)
(Link)
Это всё процесс экспериментов :)
[User Picture]
From:print_design
Date:March 19th, 2013 11:13 am (UTC)
(Link)
Желтая икра - это кто?

Из своего опыта я нашел полезным для ношения камер в условиях холода снаружи (за пазухой или в процессе входа в помещения) использование туристического гермомешка с насыпанными внутрь пакетиками силикагеля (те, которые всегда имеются в обувных коробках.)

Быть может на какую-то минуту начало съемки задерживается, пока вынешь из мешка, но зато камера относительно суха, не покрыта ни потом от тела, ни снегом и другими осадками.
Скажем, при перебросках на снегоходах, лыжих и т.п., когда оперативное использование камеры весьма спорно, более важным становится именно уберегание камеры от летящего снега или от неожиданного падения в сугроб.

Edited at 2013-03-19 11:13 am (UTC)
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 11:17 am (UTC)
(Link)
Голец арктический. Я писал о еде в Якутии здесь.
Да, при езде на снегоходах гермешки могут быть актуальными, согласен.
[User Picture]
From:makslat
Date:March 19th, 2013 11:13 am (UTC)
(Link)
а как ведет себя затвор на морозе? не крошится попросту говоря?
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 11:17 am (UTC)
(Link)
Не замечал никаких проблем с затворами.
[User Picture]
From:gozoo
Date:March 19th, 2013 11:15 am (UTC)
(Link)
Что за желтая икра?
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 11:18 am (UTC)
(Link)
Голец арктический. Добавил в конец статьи ссылку на мои другие публикации по Якутии, там в том числе есть пост про еду.

Edited at 2013-03-19 11:18 am (UTC)
From:0kill
Date:March 19th, 2013 11:20 am (UTC)
(Link)
Годный пост, отличные карточки! С ужасом смотрю на такую температуру - мерзну и при -10 :(

Все время вспоминается фотография с оленьей повозкой на фоне жидких елок (оказался фотомонтажом, к слову) из Советского фото, и олений "хоровод"

Пошел в блог Паши читать про омика :)
[User Picture]
From:anton_petrus
Date:March 19th, 2013 11:24 am (UTC)
(Link)
Да, жестко.. А изнутри техника не запотевала? У меня раз внутри объектива конденсат образовался..
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 11:28 am (UTC)
(Link)
Один раз снял объектив с 1D X зачем-то :) Запотела матрица и стекло. Долго ждал потом.
[User Picture]
From:citymadman
Date:March 19th, 2013 11:25 am (UTC)
(Link)
Вообще-то нельзя давать камере просто так оттаивать. Ее надо оставлять в сумке, не открывая ее, и там должен лежать влагопоглотитель.

Фото с 1Dx, конечно, на 2 порядка лучше Фуджика.
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 11:30 am (UTC)
(Link)
Я реально камеры эксплуатирую, а не трепещу над ними. Если камера не способна запотеть и оттаять без всяких нежностей вроде влагопоглотителя – это не моя камера. Про фотки не согласен, я лично между качеством фотографий, снятых на разные камеры, не вижу никакой принципиальной разницы (кроме того, что в помещении значительно меньше света в принципе).
[User Picture]
From:abrezd
Date:March 19th, 2013 11:27 am (UTC)

(Link)
"Тепло – одна из самых высочайших ценностей для жителей Арктики, поэтому свои жилища они топят настолько мощно, насколько это возможно."
Это точно я у себя в Воркуте даже батареи зимой иногда выключаю, +30 дома! Вот этот пост http://abrezd.livejournal.com/16555.html снимал при -25 четыре часа и аккумулятора хватило, карточку дома достаю сразу, чтобы фотографии на компьютер скинуть, а сам фотоаппарат вытаскиваю из сумки и жду пока отойдет.
[User Picture]
From:smitsmitty
Date:March 19th, 2013 11:35 am (UTC)
(Link)
Спасибо за пост!
[User Picture]
From:nepogoda
Date:March 19th, 2013 11:51 am (UTC)
(Link)
Всё верно, т.к. живу на крайнем севере, постоянно сталкиваюсь со всеми этими проблемами и лучших решений пока не нашла. В первом случае спасает только вторая камера, если всё же приходится заносить в помещение - оставляю её в кофре, а вот маска хуже помогает при физических нагрузках когда дыхание учащается. Ещё смазка в объективах застывает, ну или электроника начинает тупить, но такое замечала много раз - мееееедленный автофокус на морозе.
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 11:53 am (UTC)
(Link)
Надо признаться, 1D X хорошо справляется с -50 градусами, тормозов нет ни на экране, ни в автофокусе. По крайней мере, первый час :) Дальше чуть-чуть начинает притормаживаться, но не принципиально.
[User Picture]
From:scz
Date:March 19th, 2013 11:55 am (UTC)
(Link)
Паш, неужели, после такого жесткого запотевания на матрице не остаются пятна???? В виде круглых высохших капель. Несколько лет назад я с 40Д с мороза в тепло зашел, сразу несколько пятен на матрицу навсегда получил.
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 12:15 pm (UTC)
(Link)
У меня этих пятен столько, что поди там разберись до или после они возникли :)
[User Picture]
From:titov_serge
Date:March 19th, 2013 11:55 am (UTC)

ЗИМА

(Link)
Классные картинки и текст, спасибо... было интересно увидеть настоящую русскую зиму:)
[User Picture]
From:chucha79
Date:March 19th, 2013 11:57 am (UTC)
(Link)
Очень интересная статья. Но фотографии еще больше понравились. Наверное потому, что пока в такие холода не собираюсь.
[User Picture]
From:n_chernova
Date:March 19th, 2013 02:44 pm (UTC)
(Link)
А я жила 17 лет на Ямале, с рождения и до окончания школы))) и в шубе ходила, и в обуви из шкуры оленя и в шапке из чернобурки, когда только нос торчит ))) сейчас даже ездить туда не хочу, тоскливо и холодно от одной только мысли...
[User Picture]
From:ctpe71ok
Date:March 19th, 2013 12:04 pm (UTC)
(Link)
При -53 не снимал, сразу скажу. А вот до -30 было, действия всегда одни - еще на улице камеру в кофр. В помещении положить в место попрохладней - и пусть она там лежит несколько часов, а лучше ночь. Проблем никаких не было.
From:lamvrokakis
Date:March 19th, 2013 12:30 pm (UTC)
(Link)
А что за камера такая FuGifilm?
Может стоит переправить на fuji?
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 12:32 pm (UTC)
(Link)
Опечатка :) Сейчас исправлю, спасибо!
[User Picture]
From:leha_zolotenkov
Date:March 19th, 2013 12:38 pm (UTC)
(Link)
Занося камеру в помещение можно прятать ее в закрытую сумку, которую так же носил на улице ОТКРЫТОЙ. Т.о. камера не покроется инеем.

По поводу оттаивания камер и оптики цифры очень оптимистичные. Большая сложность с которой я сталкивался неоднократно - это запотевание объектива изнутри. Т.е. покрывается испариной одно или несколько внутренних стекол. Сушиться это очень долго. Кроме того, надо понимать, что камера покрывается испариной не только снаружи, но и внутри. Как это влияет на электронные компоненты, думаю, понятно.
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 12:40 pm (UTC)
(Link)
Так о том и речь, зачем её вообще заносить.
From:neverest
Date:March 19th, 2013 12:47 pm (UTC)
(Link)
Павел, на нескольких картинках небо весьма драматично темное. Использовался полярик, постобработка или так оно и выглядит в реальности?
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 12:49 pm (UTC)
(Link)
Полярик не использую. Кстати, это тоже по сути обработка :) Но мне проще при Raw-конвертации и в Фотошопе. Хотя небо в том освещении исходно достаточно темное было.
[User Picture]
From:chistoprudov
Date:March 19th, 2013 12:54 pm (UTC)
(Link)
Если камера одна, то можно заносить ее в помещение в фоторюкзаке или в обычном пакете туго облегающем камеру. Время на отогрев 60 или 30 минут соответственно. Для постоянной съемки и там и сям твой вариант оптимален.
[User Picture]
From:pavel_kosenko
Date:March 19th, 2013 12:58 pm (UTC)
(Link)
За 30-60 минут внутри чума может произойти много чего интересного :)
[User Picture]
From:ooxus
Date:March 19th, 2013 01:02 pm (UTC)
(Link)
Мда, вот же люди себя испытывают :)
Живут в таких жутких условиях!!

> Go to Top
LiveJournal.com